Найти тему
Mauro Prato blog

Происхождение стиля Business Casual

Оглавление

Почему джинсы стали привычным элементов делового дресс-кода

Все началось относительно недавно — примерно в начале 90-х годов в Америке. Конечно, более комфортную одежду в офис позволялось носить и ранее, но немного не в том формате. Например, в середине прошлого века компания HP разрешила своим сотрудникам отказаться от костюмов, а в 1962 году гавайская гильдия моды начала кампанию по превращению гавайской рубашки, также известной как рубашка Aloha, в стандартную составляющую деловой одежды штата. Так появилось понятие Aloha Friday, идею которой подхватили и другие штаты, в летние месяцы выбирая просторные сорочки с коротким рукавом.

Сотрудники компании HP в 1950-х
Сотрудники компании HP в 1950-х

Тренд на повседневную одежду в офисе появился благодаря компаниям Силиконовой долины, сотрудники которых были заинтересованы только в собственной эффективности. В 1983 году даже вышел юмористический журнал The Official Silicon Valley Guy Handbook с изображением типичного гика тех времен в «коротких синтетических брюках», «мешковатом вельветовом пиджаке», «застиранной хлопковой сорочке» и кроссовках.

The Official Silicon Valley Guy Handbook 1983 года
The Official Silicon Valley Guy Handbook 1983 года

Как известно, кризис в любой индустрии — это время возможностей. Именно это и произошло в 90-х годах с компанией Levi Strauss, переживающей кризис американской моды. Распространившаяся далеко за пределы Гавайев и силиконовой долины повседневная рабочая одежда делала рабочих не только более счастливыми и продуктивными, но и неопрятными и неуместными. Джинсовая компания взялась за дело и отправила «Руководство по повседневной деловой одежде» в 25 000 отделов кадров по всей стране. Руководство включало в себя свод правил по деловому дресс-коду и примеры как повседневная одежда может вписаться в деловой гардероб. Levi Strauss не изобрели повседневную деловую одежду, но заметили тренд и смогли направить его в нужное русло.

В свод правил входили такие утверждения как, например, «оставьте футболки дома», «избегайте рваных джинсов» и «никакой открытой обуви и кроссовок».

Рекламная кампания имела огромный успех, Levi Strauss начали консультировать такие компании как IBM. Другие сами обращались к ним за помощью, заметив, что их сотрудники злоупотребляют новыми правилами и выглядят слишком небрежно.

Видео ролики, семинары, онлайн-консультации оказали огромное влияние — Леви Страус превратили всю страну профессионалов в своих потребителей.

В результате возник естественный вопрос — зачем вообще нужен костюм?

Что говорят об этом британские ученые

Не британский, но научный сотрудник Колумбийского института Майкл Слепьян провел исследование, результат которого показал, что ношение более формальной одежды меняет образ мыслей, помогая сосредоточиться на глобальном. Испытуемые проходили тест, предварительно ответив, насколько формальной они считают свою рабочую одежду. Результаты показали, что те, кто носил более формальные наряды демонстрировали более широкое и целостное мышление.

Мы привыкли вести две жизни — одну на работе, другую дома. Поскольку они обе начинают все сильнее перемешиваться, мы видим, как форма одежды становится более свободной. Люди стали считать нормальным ходить в обвисших джинсах и спортивных брюках. Но если вам нужен хороший юрист, разве вы выберете того, кто предстанет перед вами в свитшоте, шортах и кроссовках?

Business casual сейчас

В настоящее время не существует четких правил о том, что же такое Business casual. Все складывается из нескольких факторов:

Сфера деятельности

Если сравнивать креативные агентства и сферы финансов и права, то для последних даже свободный стиль одежды будет выглядеть несколько строже, чем для первых. Все зависит от специфики деятельности компании. На каждый день можно выбрать джинсы со спортивным пиджаком и оксфордской сорочкой, на деловые встречи — цельный костюм с тонким трикотажем.

Статус

Чем ниже должность, тем более формальный внешний вид. Как сказал какой-то неизвестный великий мыслитель: «Если хочешь иметь много денег, надо выглядеть так, как будто заслуживаешь их», или приведем цитату Дональда Трампа (а он знает, о чем говорит): «Одеваться следует для той работы, которую вы хотите иметь, а не для той, которую имеете». В любом случае, одеваться нужно в соответствии с каждодневными задачами: на встречи с клиентами выбирайте более формальный образ, если же планируете весь день провести в офисе — менее формальный.

Дональд Трамп в своем кабинете, 1984 год
Дональд Трамп в своем кабинете, 1984 год

Оптимальный выбор на каждый день:

  • Слаксы или чиносы, классические джинсы ровного цвета без потертостей
  • Спортивный пиджак на 2 пуговицы. Материал зависит от сезона.
  • Сорочка или тонкий трикотаж
  • Черные или коричневые туфли

Заключение

Очень важно знать о дресс-кодах, понимать, что они означают, и следовать им. Одна из самых частых проблем, которые мешают двигаться по карьерной лестнице — несоответствие внешнего вида установленным нормам. Одежда не определяет ваши компетентность и авторитет, однако влияет на восприятие другими людьми этих качеств.