Возрастные особенности детей всегда надо учитывать, чтобы находить должный подход к ним. Понятно, что четырехлетний не поймет ничего, если с ним беседовать как с десятилетним, а ребенка в позднем детстве будет раздражать сюсюканье с ним как с малышом.
К десяти годам у детей развивается обратное мышление, то есть, их способность мыслить становится более свободной, расширяется кругозор. Поэтому дети 10 - 13 лет часто изрекают выглядящие весьма толково, по-взрослому, мысли, и могут казаться более психологически зрелыми, чем есть на самом деле. Однако они по-прежнему не могут воспринимать окружающее как целостную связанную структуру, поэтому не могут и полностью отдавать себе отчет в происходящем вокруг и в своих собственных действиях. Проще говоря, они довольно гибко, оперативно мыслящие, но еще совершенные дети, что надо учитывать, чтобы не перегружать их умными речами или ответственностью. Для их мышления характерна уже заметная гибкость, но еще не глубина.
Дети по причине недостаточной еще степени развития соответствующих отделов мозга психологически воспринимают окружающий мир в контрастном черно-белом цвете, без серых тонов. То есть, они еще не могут, или им трудно понимать, что в одном и том же человеке могут быть как хорошие, так и плохие качества, что один и тот же поступок может по-разному оцениваться в контексте обстоятельств и личности того, кто его совершил. Что люди нередко поступают определенным образом не потому что считают это правильным, а потому что что-то иное их к этому побуждает. И что люди могут обманывать сами себя, считая свои действия, продиктованные в действительности иными мотивами, искренними, или выдавая плохие, но нравящиеся либо выгодные им дела, за хорошие под разным обоснованием. Поэтому крайне снижает эффективность воспитания лицемерие того, кто воспитывает.
Если детей учит хорошему плохой человек, то дети легко могут воспринять его учение как зло, потому что им трудно понять, как негодяй может учить добру. И неудивительно, что дети плохо выполняют требования бесчестных, сварливых, высокомерных педагогов, если те над ними не стоят: требование в грубом тоне, что такие педагоги часто применяют, само по себе вызывает протест, а тут еще у детей на подсознательном уровне срабатывает логика, что раз человек злой, то он и учит злу.
Если же дети в силу воспитания или личной привязанности воспринимают негодяя как хорошего человека, то они будут считать добром и настоящее зло, которое от него исходит. Потому что в их детском представлении хороший человек плохому научить не может. Отсюда мы видим, что люди, над которыми в детстве издевались родители, но которые все же были по каким-то причинам к своим родителям привязаны, нередко и собственных детей воспитывают жестокими методами, уже искренне считая это правильным и полезным. И видим, как часто беспризорники, воспитанные маргинальной, уголовной средой, вырастая, реально считают преступный образ жизни правильным, а преступные «понятия» - самыми справедливыми. Поэтому, прививая что-либо детям, обучая их каким-либо правилам, надо проявлять к ним искренность и уважение, чтобы выглядеть в их глазах человеком, словам и учению которого можно верить.
"Хороший" человек предлагает Андрюше "интересную" игру и рогатку в подарок ("33 квадратных метра - Рэкет")
И конечно, самое важное в деле воспитания детей - это собственный пример. Если взрослый что-то советует или приказывает ребенку - он и сам должен поступать сообразно. Потому что дети всегда - на инстинктивном уровне, сопоставляют учение с реальными действиями того, кто учит. Не только для проверки его искренности, а еще для того, чтобы уточнить наглядно, что взрослый имеет в виду. И если детей учить честности, а самому при них обманывать других людей, если говорить им не переходить дорогу на красный свет, а самому спешить перебежать улицу, не глядя на светофор, то такой подход может свести всю эффективность воспитания до нуля. Дети легко посчитают, что если родители сами легкомысленно относятся к собственным наставлениям, то им уже тем более нет необходимости строго их выполнять. А если их при этом наказывать за невыполнение требований, они просто сочтут это несправедливостью со всеми выходящими из этого последствиями.
Взрослые, вне зависимости от того, кем приходятся детям, даже будучи посторонними для них людьми, должны придерживаться следующих правил:
✔ оказывать детям при необходимости помощь и поддержку;
✔ защищать детей от опасностей и несправедливости;
✔ обходиться с ними как с полноценными человеческими личностями;
✔ при необходимости корректировать их поведение, чтобы оно не выходило за рамки безопасности и приемлемости в обществе;
✔ учитывать в обхождении с детьми и выдвижении каких-либо требований к ним их возрастные особенности;
✔ быть по возможности снисходительными к их слабости, ограниченной способности отдавать отчет своим действиям и неопытности;
✔ проявлять к ним теплоту и ласку;
✔ не показывать им дурного примера, самим поступать так, как они учат детей.
Читайте еще:
Как общаться с детьми и подростками
Если ваш ребенок еще не умеет читать, я научу его. Всего пяти минут хватает, чтобы запомнить букву на онлайн-уроке. Причем, заниматься малыш может самостоятельно, без участия родителей. Перейдите на урок по ссылке: Подготовка к школе онлайн с Юлией Артеевой
Авторское право защищено © Рядом с детьми