Как мы уже рассказывали в предыдущем посте, к западу от Кремля можно увидеть множество "кулинарных" или "кухонных" топонимов: Поварская улица, Столовый переулок, Большой и Малый Кисловские переулки...
Калашный переулок тоже входит в это множество: калашниками в старину называли пекарей (а пекли они, разумеется, калачи).
Жили они недалеко от Кремля, по соседству с мастерами по засолке овощей, приготовлению кваса и кислых щей (они обитали как в Кисловских переулках). Надо сказать, пекарей было довольно много - в период расцвета слободы их было аж 80 человек! Некоторое время Калашный переулок даже называли Калачной улицей. Естественно, от слова "калач" произошло много фамилий, так или иначе связанных с выпеканием или продажей этих изделий: Калачев, Калашин, Калашников...
Кстати, знаменитый конструктор оружия М. Т. Калашников указывали, что фамилия его рода сначала писалась Калашник, указывая на малороссийское происхождение семьи: его дед родом из Сумской области (Украина).
При всем при этом ни близость к Кремлю, ни востребованность продукции как-то не слишком способствовали процветанию слободки: каменные строения здесь стали появляться только в XVIII веке, когда в переулке стали селиться знатные дворяне (например, обширный участок между началом переулка и нынешним Никитским бульваром приобрели князья Гагарины; правда, в те времена бульвара как такого не было: в ту пору только начали разбирать стены Белого города, окружавшие исторический центр Москвы). Да и здания конца XVIII века сейчас выглядят, увы, печально.
В то же самое время другие "профессиональные" кварталы стали застраиваться каменными палатами намного раньше: Кадашевская слобода (где жили мастера по изготовлению кадок, то есть бочек), Барашевская слобода (где жили кремлевские "завхозы"), Кожевенная слобода - все они обзавелись каменными строениями раньше, уже во времена царя Алексея Михайловича или его сыновей.
Большая часть зданий в переулке относится ко второй половине XIX - началу XX века. Переулок короткий, зданий мало, поэтому вкратце расскажем про большинство из них!
В самом начале (на углу с Малым Кисловским) стоит знаменитый "Дом Моссельпрома". Вообще это здание стали строить до революции (причем возводить его стали на месте купеческого особняка, который в свою очередь построили на месте сгоревшей в пожаре 1812 года церкви). Однако дом, возводившийся по проекту архитектора Н. Струкова, строили без должного усердия, прилежания и финансирования, проще говоря - экономили на всем, чем можно. Как итог - обрушение уже почти готового здания и несколько недель тюрьмы для проектировщика. В 1920-е здание тем не менее ввели в эксплуатацию и даже добавили к нему странную гексагональную башенку - это инженер Артур Лолейт уловил дух времени и почувствовал зарождение моду на суровые геометрические формы.
Лолейт... Фамилия этого архитектор в целом не слишком известна, а ведь он работал над проектами ГУМа, кирхи Петра и Павла, заводом им. Лихачева и зданием газеты "Известия!
Во времена НЭПа это здание прославил Маяковский своим маркетинговым двустишием:
[Нет] нигде кроме
как в Моссельпроме!
По сути дела это был рекламный слоган, призывающий потребитель закупаться здесь продовольственными товарами (мукой, сахаром, конфетами) или обедать в местную столовую.
А вот еще один креатив от поэта:
Чёрта ли с пищей
возиться дома,
если дешевле
у «Моссельпрома»!?
Дальше стоит еще один дом, задуманный архитектором Струковым. При обрушении соседа он также пострадал, однако его восстановили быстрее и ввели в эксплуатацию уже в 1910-е годы. Еще года три назад он стоял с весьма неприглядным, обшарпанным фасадом (и это в самом центре столицы - см. фото), однако недавно его привели в порядок. Небольшие эркеры, спаренные узкие окна, отделка плиточкой - в общем, все по моде начала ХХ века :)
Далее идет целая череда небольших особняков, принадлежавших респектабельной публике. Сначала идет усадьба книгоиздателя В. Думнова:
Про нее мы уже как-то рассказывали (ссылка - в конце поста). Сейчас здесь располагается резиденция нидерландского посла.
Далее идет современное здание эстонской дипмиссии, а потом снова начинается историческая застройка; один из дореволюционных особняков занимает японский посол. В общем, тут настоящий дипломатический квартал!
Среди интересных местных жителей стоит отметить пианиста-педагога Николая Зверева. Предоставим слово классику:
Слухи об исключительной строгости Зверева, которыми меня так напугали, оказались сущим вздором... [человек] редкого ума и огромной доброты.
Это из воспоминаний великого русского композитора Сергея Рахманинова (1873-1943)...
...Николай Зверев (1833-1893) был преподавателем младших классов в Московской консерватории. Нередко его учеников называли «зверятами», и на самом деле он действительно был довольно строгим педагогом и воспитателем: одаренных выходцев из бедных семей брал себе на полный пансион, однако они должны были заниматься на фортепиано не менее 6 часов в сутки.
А дальше - еще одна любопытная городская усадьба. При первом взгляде на дом можно подумать, что тут жила знатная семья, представители многовековой аристократии. В действительности владелец усадьбы - звали его Алексей Чижов - был купцом (весьма успешным). Купив большой участок у семьи князей Шаховских и заказав строительства особняка с богатым декором, он повел себя как типичный любитель "дорого-богато": псевдогерб, псевдоколонны :)
Далее идет само владение Шаховских. Увы! То, что мы видим сегодня, не более чем "реплики": оригинальные здания были снесены разные годы. Нельзя, конечно, так обращаться с историческим наследием, но... но в Москве почему-то обращаются. Выглядит красиво: кирпичные узоры "а ля рюсс", изразцы... Но всего лишь новодел десятилетней давности :(
На нечетной стороне Калашного переулка тоже одно очень большое и очень интересное здание. Рассмотрим же его в деталях!
Это дом служащих Госбанка; построен он архитектором Богдан Нилусом (1866-?), чей след потерялся в годы революционного лихолетья.
Заурядный фасад, верно? Но не спешите морщить нос! В этом доме, построенном 100 лет назад, продается аж два десятка квартир. Цены начинаются от 60 млн руб., а среди лотов есть даже 8-комнатные квартиры. Среди жильцов - известные актеры, музыканты, банкиры...
Дом начали строить незадолго до Первой мировой, в 1913 году; строительство, естественно, затянулось. В итоге завершили его уже после революции. И если фасад, выходящий на Никитский бульвар, получил должное оформление в духе неоклассицизма, то фасад, выходящий в Калашный переулок, так и оставили. Но кое-что сделать все же успели:
Трудно догадаться, но на переднем плане - церковь! Да-да, церковь Николая Чудотворца!
Решение об обустройстве небольшой церкви для жильцов большого дома было принято в 1915 году. Достроить и освятить церковь до 1917 года не успели :(
Далее находятся корпуса еще пары дворянских усадеб, и на них переулок кончается, упираясь в Большую Никитскую улицу.
Вот такой Калашный переулок: не слишком длинный, без церквей (хотя могло бы быть две), зато с посольствами и советским маркетингом.
Надеемся, Вам понравилась наша виртуальная прогулка. Приходите и на наши настоящие экскурсии по самым интересным уголкам Москвы. Мы показываем то, что не показывает никто, и рассказываем то, что не рассказывает никто!