Вроде бы в уменьшительных ласковых прозвищах ничего плохого и нет. Да вот только почему-то многих людей они раздражают. Вызывают какое-то смутное и трудноопределимое недовольство. Которое к тому же может сопровождаться чувством вины и стыда: в самом деле, если он/она меня так называет, значит, любит, а я почему-то раздражаюсь, значит, я плохой и со мной что-то не так.
На самом деле для подобных самообвинений нет никакой почвы. Если такие прозвища вас раздражают, значит, они для вас неприемлемы, и надо прямо сказать об этом партнеру. Это не значит, что с вами что-то не так. С вами все в порядке – а вот с прозвищами, в самом деле, может быть что-то не так.
В чем же тут дело, почему подобные ласкательные наименования не всегда приемлемы даже в отношениях самых близких людей? Давайте разберемся.
Подобные обращения апеллируют к нашему детскому «Я», а потому невольно возвращают нас в детство. Это не всегда уместно и бывает неприятно. Например, ваш мужчина пришел с работы, где он решал очень важные взрослые задачи. Он устал и расстроен, так как что-то пошло не так. Его мысли заняты делом, он сейчас взрослый, серьезный, ответственный человек. А вы ему: «Котик, все в порядке?» И «котику» тут же хочется зарычать совсем не по-кошачьи. Потому что он сейчас кто угодно, но не котик. Резюме: обращаясь так к любимому человеку в неподходящий момент, вы демонстрируете не любовь, а только то, что не понимаете его и невнимательны к его чувствам.
Ласкательные прозвища часто используются в качестве заменителя настоящих чувств. Это такое формальное обозначение любви – ее внешнее изображение. Которое может вовсе не соответствовать тому, что вы чувствуете на самом деле. В таком случае все это милое сюсюканье превращается в формальность, а потому звучит фальшиво. И это становится причиной раздражения.
«Котики» и «зайчики» несут в себе иногда едва заметный, а иногда очень даже откровенный уничижительный подтекст. Простой тест: когда кто-то назовет вас зайчиком, назовите и вы его так же в ответ. Если его это вполне устраивает и вы согласны оба быть зайчиками – нет проблем, можно дальше играть в эти игры. Ну а если он возмутится и скажет: «Какой я тебе зайчик?» или что-то в этом роде – это повод насторожиться. Ясно, что этот человек не считает вас равным себе, и даже относится к вам немного свысока, как взрослый к ребенку, то есть существу несамостоятельному и довольно-таки беспомощному.
Может, не слишком уместная параллель, но все же: при рассмотрении исков о защите чести и достоинства суды однозначно признают оскорблением любое сравнение человека с животным. То есть если кто-то назовет вас собакой, вы можете спокойно подавать в суд и у вас будут все шансы выиграть дело. Спрашивается: чем котик лучше собаки? Многие люди собак любят даже больше.
Конечно же, за котика никто в суд подавать не будет. Но не исключено, что «котики», «зайчики» и «рыбки» все же задевают какие-то глубокие струны внутри нас, отвечающие за чувство собственного достоинства и нашу человеческую самоидентификацию. А потому мы морщимся в ответ на эти прозвища и иногда раздражаемся, хотя сами не понимаем почему.