Найти тему

"Ваш ребенок заговорит на английском", ну а мы выкачаем из вас деньги

Продолжение статьи "Как сделать ребенка билингвом"

Прочитали первую часть? Ну а теперь поговорим о тех, кто в первых рядах мчится помогать родителям превращать простых русских малышей в англичан с лондонским акцентом:)

Кто же это спросите вы? Да вы и сами знаете ответ: это всевозможные детские языковые центры, которые заполонили российские города и растут быстрее, чем борщевик.

Такие центры предлагают занятия для детей чуть ли ни с года от рождения (а, возможно, где-то и с рождения предлагают). Цены там обычно немаленькие, а вот эффективность подобных центров спорна.

Или, я бы даже сказала, что такие центры просто напросто бесполезны

Хорошо они выполняют только одну функцию - разводят родителей на деньги.

Почему я выступаю против таких центров?

  1. Невозможность сделать из ребенка билингва за 2-3 занятия по часу в неделю была описана в первой части статьи. Ну никак, ну нет, не может быть такого. Дети очень быстро все усваивают, но насколько быстро они усваивают, настолько быстро и забывают. Если дома нет постоянных занятий, а в первую очередь постоянного повторения материала, то все - пиши пропало. Все эти "my cat is white" вылетели из головы малыша также быстро, как и залетели.
  2. Основная методика таких центров - коммуникативная. Про эту методику тоже будет отдельная статья, так как я испытываю к ней неоднозначные чувства.

А теперь представьте. Идет занятие с детишками 3-4 лет. Оно полностью на английском (так требует коммуникативная методика). Дети с широко раскрытыми и явно ничего непонимающими глазами неуверенно повторяют все за учителем, которая весело показывает какие-то движения, мультики, танцует, поет песенки, показывает карточки. Повторяю, не очень уверенно. Видно, что для них это не урок английского,а урок "пойми, что эта тетя от тебя хочет". Именно эту картину я увидела в одном таком языковом центре, когда пришла устраиваться туда преподавателем и мне показали запись одного из занятий. И уже тогда у меня закралась мысль, что что-то тут не так.

Я туда так и не пошла работать: мне было бы стыдно перед родителями их детей, что я за их деньги занимаюсь какой-то ерундой. Поразмыслив, я поняла, что схема, как говорится, рабочая. Родители ведут ребенка в яркий, оборудованный центр с веселыми, приветливыми администраторами и учителями. Реклама обычно тоже многообещающа. Администратор тут же начнет вешать лапшу про коммуникативную методику, про то, что все уроки проходят на английском, что ваш ребенок тоже заговорит по-английски, что дети в таком возрасте быстро соображают и схватывают новое и т.д. и т.п.

Восхищенный родитель идет, оплачивает занятия (обычно это немалая сумма), и ведет свое чадо на занятие, в надежде на отличный результат. Что происходит дальше остается за дверями. С виду все правильно: песни попели, потанцевали, слова поговорили, учительница действительно говорит только на английском. Ребенок приходит домой, показывает на кошку и говорит: "cat". Вся семья просто поражена происходящим, уже видит в ребенке будущего переводчика, а может даже и студента Гарварда... Но это все ирония, простите за это).

А реальность такова, что родители продолжают носить таким центрам деньги, а ребенок исправно с каждого занятия приносит парочку новых английских слов, а иногда и целую фразу.

Только вот незадача: наступает второй класс школы, а, соответственно, появляется английский язык. И тут выясняется, что ребенок ничего не знает...

Как так? А все очень просто. Все те слова, что ребенок запоминает на занятии, исчезают из его памяти на следующее утро. Предложения, которые ребенок выучил, не несут в себе никакой обдуманности: это просто заученная фраза. То есть на основе ее он не может больше составить предложение, так как попросту не знает, как связываются слова в английском языке. Соответственно, все это бесполезно. Благо, если ребенок хотя бы выучит основную лексику, это поможет в дальнейшем изучении языка. Но обычно даже этого не бывает. И все деньги родителей улетели на ветер, а точнее в карман таким вот "центрам".

Коммуникативная методика не предполагает обучения чтению и письму, а только так называемое "общение". Но давайте-ка мы возьмем какого-нибудь руководителя такого центрика, который ни слова не знает по-китайски, запихнем его на урок в школу с коммуникативным методом, и скажем: "Сиди, дорогой, общайся вот с этим дядей Чаном, таким образом ты выучишь китайский".

Более того многие руководители таких школ вообще не имеют не то что языкового, даже педагогического образования. А некоторые даже сами не бум-бум в английском. Зачем они открывают такие школы? Да потому что английский язык - это же золотая жила, и дети - золотая жила, а если их соединить вместе, то получится огромная золотая жила.

Поэтому никогда не ведитесь на заманчивую рекламу, а все проверяйте сами. А лучше всего учите детей сами.

Если идти за примерами из жизни, то у меня каждый первый первоклашка приходит ко мне учить английский после таких горе-центров. И все их знания обычно либо ограничиваются счетом до десяти и фразами по типу "My name is...", либо, например, мы проходим тему "Animals", я прошу ребенка назвать каких-нибудь известных животных на английском, в надежде, что раз уж он раньше занимался, то хотя бы "cat" знает, но в ответ я получаю молчание. Спрашиваю снова: "А как будет кошка?". Молчание. Потом мы проходим тему и вот встречается слово "cat", которое произношу я, и ребенок радостно кричит: "Cat, cat, я знаю, мы проходили на занятиях!".

Или бывало еще "веселее". При прохождении счета, когда мы говорили "one", девочка-первоклашка вспоминала фразу "onebyone", которую именно так, в одно слово и произносила. И каждый раз она радостно ее повторяла, но когда я ее спросила, знает ли она, что это значит, в ответ прозвучало скромное: "Неа, просто на занятиях так все время говорили".

Коммуникативная методика хороша только для среднего уровня владения языком, но и то как дополнение к основной программе. Без обучения буквам, чтению, письму, лексике и аудированию, эта методика бесполезна, и является всего лишь пиар-ходом.