Почему курить – грех? Многие задают этот вопрос. Курение: в чем его физическое и мистическое зло?
Преподобный Амвросий Оптинский говорил: “Табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска – это следствие болезненности души от табакокурения”
Что же такое курение с духовной точки зрения? Это грех, который коренится в наклонности к самонаслаждению. Кажущееся приятным омрачение чувств, которое вызывается сигаретой, вызывает желание повторить его. И так постепенно вырабатывается привычка, приводящая к изменению самой природы человека. Человек уже не может бросить курение, хотя у него по природе нет потребности вдыхать в себя зловонный табачный дым, но, наоборот, свойственно дышать чистым воздухом. Страсть к курению извращает человеческие чувства. Неудивительно, что курильщики страдают различными болезнями. Это есть вполне закономерное следствие исполнения человеком демонической воли, разрушительной по своей сути.
Табачный дым содержит много химических элементов, среди которых такие, как бензотрацен и бензоперен – это наиболее сильные канцорагены, встречающиеся в природе, вдыхать табачный дым в 5 раз вреднее, чем вдыхать из выхлопной трубы.
Со временем у курильщика происходит процесс облитерации – заращивание сосудов. Первые симптомы облитерирующего эндартерита:
- Побледнение конечностей;
- Зябкость рук и ног, нарушается температурный баланс;
- Онемение конечностей;
- Перемежающаяся хромота. Сосуды не получают достаточного питания и начинается гангрена, с последующей ампутацией конечностей. Человек испытывает страшные мучения. Так люди платят своим собственным телом за своё пристрастие.
А духи злобы пожинают свою ниву.
Наши благочестивые предки прекрасно знали, что курение – это грех против Бога. Поэтому небезосновательно табак называли “ладаном сатаны”, а курящий – это кадящий дьяволу собственными устами. “Многолюдство не освобождает грешников от виновности и наказания, но только является доказательством усиления болезни” (св. Иоанн Златоуст).
Для курения масштаб прожигания жизни 1:2, для пьянства 1:3, для наркомании 1:5. Это означает, что за 10 лет порочной жизни, ресурс жизни курильщика уменьшается на 20 лет, для пьяницы на 30 лет, а для наркомана на 50 лет. Здесь речь идет об ускоренной утрате собственного здоровья человеком, ведущим порочную жизнь. Страшнее то, что наряду с этим, безусловно, виновным в своих бедах человеком, страдают его потомки, которым он передает больную наследственность. Курильщики вырождаются в пяти поколениях, пьяницы в трех поколениях, наркоманы в двух. На практике из-за отягчающих сопутствующих наркоманам факторов, вырождение у них идет уже в первом поколении.
Курение – страсть духовная: по природе курить человеку несвойственно. Можно сказать что, что курение – некий антипод молитвы. Молитва называется у святых отцов дыханием души. Сосредоточивая ум человека в себе и в Боге, она доставляет ему истинное успокоение, очищение ума и сердца, ощущение духовной силы и бодрости. Курение, связанное с дыханием тела, вызывает суррогаты этих чувств. И сам символ молитвы – курение благовонного фимиама – весьма наглядно выражает противоположность благоухания ладана – употреблению зловонного диавольского зелья. Не случайно великий всероссийский молитвенник святой праведный Иоанн Кронштадтский с такой силой обличает порок табакокурения: “Человек извратил самые наслаждения чувственные. Для обоняния и вкуса, и отчасти для самого дыхания, он изобрёл и воскуряет почти непрестанно острый и пахучий дым, принося это как бы постоянное кадило демону, живущему во плоти, заражает этим дымом воздух жилища своего и воздух внешний, а прежде всего пропитывается этим зловонием сам, - и вот вам постоянное огрубление своего чувства и своего сердца поглощаемым постоянно дымом не может не действовать и на тонкость сердечного чувства, оно сообщает ему плотность, грубость, чувственность”. Будучи духовной страстью, курение врачуется соответствующими же духовными средствами. Приведём совет великого оптинского старца преподобного Амвросия. Одному жителю Петербурга, Алексею Степановичу Майорову, обратившемуся к нему за советом, как отстать от курения, старец писал: “Подробно исповедуйтесь во всех грехах с семи лет и за всю жизнь, и причаститесь Святых Тайн, и читайте ежедневно стоя Евангелие по главе или более, а когда нападает тоска, тогда читайте опять, пока не пройдёт тоска, опять нападёт – и опять нападёт – и опять читайте Евангелие. Или вместо этого кладите наедине по 33 больших поклона, в память земной жизни Спасителя и в честь Святой Троицы”. Получив письмо, Алексей Степанович прочитал его и закурил папироску, как объяснял о сем в особой своеручной записке, но вдруг почувствовал сильную боль в голове, а вместе и отвращение к табачному дыму, и ночью не курил. На другой день принимался, по привычке, но уже машинально, закурить папироску четыре раза, а дым глотать не мог от сильной боли в голове. И отстал от курения легко, между тем как в предшествовавшие два года, как ни принуждал себя отвыкнуть от курения, не мог, хотя сделался болен, но всё-таки курил по 75 раз в день. “Вот тогда-то, когда стал чувствовать свою болезнь и познал своё бессилие к искоренению этой страсти, обратился я, - пишет Майоров, - заочно, по совету добрых людей, к старцу Амвросию с искренним раскаянием и просьбой его молитв обо мне. Затем, когда я приехал его благодарить, он коснулся палочкой больной головы моей, и с тех пор боли в голове не чувствую никакой”. Не надо думать, что чудесные исцеления от курения – удел прошлого. Всемилостивый Господь в любую эпоху готов подать руку помощи желающему исцелиться. Хочется обратиться ко всем тем, кто ещё не расстался с душевредной привычкой курения. Перестаньте кадить сатане! Пожалейте близких! Поберегите своё здоровье! Просите у Господа помощи, чтобы избавиться от курения, и Он, Всесильный, подаст вам её вскоре. В нашем молитвенном обращении с Господом заключается вся сила наша, весь успех наш. Яко же розга (ветвь), не может плода сотворити (сама собою), аще не будете на лозе, тако и вы, аще во Мне не пребудете. Иже пребудет во мне, той сотворит плод мног (Ин. 15, 4, 5) говорит нам Сам Господь. Слишком слабы силы наши духовные для преодоления какого-либо вкоренившегося в нас злого навыка: слишком непрочно и изменчиво в нас даже самое желание или стремление к добру. Это доказывается непрестанно опытами жизни нашей. Если и употребляется в нынешнем свете выражение “силы воли”, то выражение это чуждо духа евангельского и учения св. Церкви. Нелепость и ложность этого светского выражения известны всякому знакомому с св. Евангелием и примерами евангельскими. Разве лгал св. Апостол Пётр Господу на тайной вечери, когда с такою горячностью, с такою решимостью свидетельствовал: с Тобою и в темницу, и на смерть готов идти.? Разве это не высказано было со всею искренностью, от глубины любящего и преданного сердца? Но однако же чрез несколько часов как горько пришлось оплакивать сему Апостолу трикратную измену такому горячему и глубокому своему чувству преданности к Возлюбленному Божественному Учителю!.. Поэтому пусть, кто хочет, надеется на свою “силу воли”, - а мы её не признаём, для нас одна надежда на силу Божию – Христа (1 Кор. 1, 24). К Нему воззовём со св. Церковью: Ты моя крепость, Господи! Ты моя и сила! Ты мой Бог, Ты мое радование. (Ирмос 8 гласа). Обратимся к наставлениям св. Тихона Задонского: “Всякое наше тщание и подвиг, как о добре, так и противу греха, не силён есть без помощи Божией: понеже весьма растленны и немощны. Сего ради от Него просить и искать должно нам всего добра и крепости и силы противу греха”…Чтобы усиленно и искренно просить избавления себе от беды душевной, от пагубных навыков и пристрастий, необходимо их усмотреть в себе, рассудить и увидеть весь вред их и всю тяжесть греха от последования им. Тогда только будет искреннее желание и молитва. И собственное стремление – есть необходимое условие Божией помощи. Господь помогает только тем, которые всеусильнно ищут Его помощи, но и сами не поддаются страстям своим. Худо самонадеяние, и безрассудно, и бесполезно, но и излишне надеяться на помощь Господа при своём добровольном умедлении в грехе и сознательной уступке греховным навыкам – это оскорбляет Господа. Поэтому, если ты считаешь себя православным, но не оставил сего греха, соединив свои усилия, призывая на помощь святых угодников и помощь от Господа, вооружись против греховной привычки курить и непременно победишь. Наказание же – самое главное – то, что осквернённые уста курильщиков, кадящие сатане, не могут при этом славословить Богу, не могут принимать Его Святые Дары – Тело и Кровь Христа. Как и в Евангелии сказано: “Не может из одного источника течь горькая и сладкая вода”. Поэтому курильщик лишает себя спасения! Он и в земной жизни – пленник сатаны душой и телом, и в Вечной Жизни не имеет участия. Если не можете бросить курить, то хотя бы осознайте, что губите себя, оскорбляете Бога. Осознайте это и припадите ко Господу: “Господи, я погибаю, спаси меня, не допусти до окончательной гибели. Господи, будь милостив ко мне, грешному”. Первым вошёл в рай разбойник. Это устроил Господь для поощрения и утешения нас грешных. Всё прощает милосердный Господь искренне кающемуся. “Радость бывает на небе об одном грешнике кающемся”, - говорит Господь А близкие люди должны помогать. Но никакие наши молитвы, труды, милостыни не будут угодны Богу, если мы будем осуждать только, а не прилагать усилий. Каковы же практические рекомендации для достижения Божией помощи? Перечислим некоторые из них: - Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что любое сопротивление страсти ослабляет ее, а постоянное сопротивление низлагает страсть из души. - Писание гласит, что искоренить страсть (удалить беса из жизни, иначе говоря) можно только постом и молитвой. Где пост, прежде всего, разумное самоограничение, а молитва- ключ к обретению сокровищ Божиих. - Однако перед названными действиями всегда необходимо совершить покаяние. Этапы покаяния во Христе - Понимание разумом нарушения заповедей Божиих. Способствуют этому занятия в школе трезвения. - Прошение прощения у Бога и у людей, вначале сокровенное, а затем в покаянных молитвах - Труды покаяния ради Христа и ради людей. - Углубление покаяния в сердце человеческом, когда появляются: стыд за грех, ощущение грязи на собственном духовном облике, отвращение к собственному грехолюбию. - Истинное покаяние, которое, словами старца Силуана, в призыве: “Сойдем во ад покаяния и, действительно, ощутим себя хуже всякой твари”. Истинное покаяние всегда не во внешних проявлениях, через которые нередко является лицемерие. Истинное покаяние всегда в глубочайших духовных переживаниях, поэтому для него характерно молчание. Конкретнее о курении. Известно, что тело вроде внешней скорлупы защищает душу человеческую. Вот эту скорлупу и стремятся разрушить страсти, среди которых сегодня одна из первых страстей – курение. Но страсть курения со временем укрепляется в душе человеческой, берёт её в плен. Поэтому после смерти тела страсть остаётся в душе, но орудия удовлетворения страсти, тела – уже нет. Вот тогда и начинаются адские муки без конца и без края. Для курильщиков – это адские муки в виде смрада и огня неугасимого. Духовный смысл курения – в распущенности тела и души, в бездумном самоволии. Якобы успокоение от курения всего лишь мираж, иллюзия. В миражном удовольствии курильщика нет жизненной необходимости, но есть реальные губительные последствия для тела и души. Почему крещёные люди, желающие жить благочестиво, воцерковляющиеся, часто не могут бросить курить? Опыт православных трезвенников показывает, что первопричиной такого положения является чаще всего “родовое проклятие”, то есть пришедшие к нам неотмоленные, нераскаянные грехи предков. Ситуация в этом случае обычно усугубляется тем, что курящий человек с вольным или невольным презрением относиться к загробной судьбе предков. Поэтому таким людям рекомендуется: в максимальной степени уточнить свою родословную, составить поимённый помянник умерших сродников, посетить родовые могилы, отпеть усопших сродников, если это не было ранее сделано, и поминать все имена в церковных и келейных молитвах, постоянно творить милостыню (материально или трудами Богоугодными) ради усопших, стремиться к самоусовершенствованию ради своего спасения. В заключение хочется привести слова Владимира Михайлова, возглавляющего Школу трезвения в Санкт-Петербурге: “Даже обязанные обличать по своему служению люди сегодня молчат о сугубой опасности курения, превосходящей любую другую опасность, в том числе пьянство и наркоманию. Зря они поддаются мнению, что курение меньший грех. Нет, он в поражении мысли, т.е. в искажении человеческого разума, в лишении индивидуума его человеческого достоинства. И этим все сказано” Приходите в Общество Трезвения, вам помогут советом, молитвой. Вы встретитесь с людьми, преодолевшими страсть к табакокурению и винопитию. Вы посетите занятия в Школе трезвения, научитесь жить по-новому. Не будете травить себя. На занятиях не ставят задачу бросить курить. Отец Игорь Бачинин цитировал М. Твена, который говорил, что делал это раз сто! Бросить не цель. Главное – справиться с желанием курить. Исключить это из своей жизни. В каждом православном храме совершается Молебен перед иконой Божией Матери “Неупиваемая чаша”. Ждём вас! Настоящая помощь в исцелении от недугов винопития и табакокурения без вреда для души возможна только от Господа и только в Православной церкви. Трезвитесь, бодрствуйте с Богом.