Приветствую вас, дорогие друзья!
Так уж сложилось в нашем образовании, что градус тревожности среди родителей и бабушек за уровень развития своего чада ещё в раннем детстве (1-3 года) в последние годы неуклонно растёт вверх...
Мой сын чуть ли не с первых дней появления своей дочери - моей внучки, всё выпытывал у меня:
- А у неё всё нормально? - А взгляд, - почему она меня так смотрит? - А что за странные звуки она произносит, - это нормально для её возраста? - и т.д.
Тревогу родных понять можно: требования к уровню развития ребёнка растут постоянно и неадекватно, мягко говоря. (Ладно чтение, а письмо к 1-му классу к чему требовать?!)
Вспомним про ту "... ситуацию, которую изменить нельзя, - будем меняться сами!"
Как-то пригласили меня на консультацию к двойняшкам в возрасте 1, 8 мес. Причём задача ставилась такая: прояснить, - почему малыши "не берут" обучение чтению. Сразу оговорюсь, - это "не мой" возраст, я работаю с детками с 3-х лет. Про возраст мне заранее не было известно, - так получилось.
И вот представляют мне детей... Добиралась я туда более двух часов, в довесок ещё минут сорок до коттеджей пешком... Слов много у меня не хватило высказать, только спросила:
- Зачем? Ответ ещё больше меня удивил:
- А вот их старший брат (лет на 20 старше) в 2 года уже читал!
Конец истории ещё прикольней (извините за сленг). А надо сказать, что моя работа была заранее оплачена и поэтому пришлось там задержаться. Малыши оказались очень смышлёными; девочка чуть лучше развита. Ещё не ходили самостоятельно, но картинки уже выбирали правильно - подползали к требуемой; из устной речи - отдельные слоги, слова, простейшая фраза - нормальные такие славные малыши.
Не суть.
Из общей суеты вокруг я поняла одно: брат, который в 2 года читал, третий год кряду поступал в один и тот же университет... Мораль: Не создавайте ни себе, ни, тем более, вашим детям выдуманных задач, проблем. Хочется блеснуть, утвердиться за счёт вышколенного вундеркинда... если не жалко своего малыша...
Оставим крайности. Итак,
запуск речи
Понятие появилось относительно недавно, и употреблялось в случаях выраженной задержки или же отсутствия речи у детей 2-3 лет (разного рода системные-тяжёлые нарушения речи)
А точнее: запуск речи неговорящих детей. Чуть позже этим понятием родители стали определять период становления речи, на старте, в раннем детстве.
1,5 - 3 года - очень важный рубеж в жизни ребёнка для развития речи. Видимо поэтому родные интуитивно критически и придирчиво прислушиваются к речи своих деток.
В комментариях участились вопросы про речевое развитие детей до 3-х лет, - попробую тезисно ответить на некоторые из них.
Главное - спокойствие!
Если у вас неврологический статус в норме, - на учёт не поставили,
- осложнений при родах, тяжёлых болезней в младенчестве (до года) не было, - беспокоиться не о чем! Просто наблюдайте. Небольшие задержки допустимы.
Да и утверждение про "девочки в речевом плане развиваются быстрее" - в большинстве случаев срабатывает, - это тоже надо учитывать.
Если вам всё же тревожно: "А вдруг что-то не так?" - проконсультируйтесь, да не у одного специалиста по данному возрасту, а у нескольких, по профилю , - общий знаменатель и будет определяющим.
Если вам в 2, 3 года логопед советует приходить в 5 лет, а у вас уже явная задержка, потому что "пока рано"- это неправильный логопед, - ищите другого! В случае неготовности ребёнка к сотрудничеству, взаимодействию со взрослым - нет контакта, явно негативное отношение, - логопед даст вам как минимум рекомендации на определённый срок, направит к смежным специалистам, а вы уж держите с ним связь.
Далее пойдут рекомендации при норме развития, и при некоторых тяжёлых диагнозах также.
Продолжение следует
Спасибо, что дочитали!