«День за днем все тягостно и безнадежно, но вдруг просияет что-то прекрасное, и на мгновение время станет другим. Как будто звуки музыки взяли в скобки, обособили кусочек времени и превратили его в частицу иного мира посреди нашего обычного, частицу «всегда» в «никогда»
«Элегантность ёжика» - это пенка в кофейной кружке ранним утром. Дуновение свежего ветра после длительной жары. Летний дождь. Цветение клумб в парке. Теплый зеленый чай, согревающий всё внутри. Шелест опавших с деревьев листьев.
«Элегантность ёжика» - роман, дающий пищу не только уму, но и душе.
Книга начинается довольно спонтанно, писательница сразу нас «окунает» в происходящее: в диалог между молодым человеком Антуаном Пальером и старой консьержкой Рене, от ее лица ведется рассказ.
Пальер и консьержка неожиданно для самой женщины заговорили о Марксе и исходя из первой главы мы узнаем, что консьержка не такая уж и обычная.
Параллельно одной сюжетной линии идет вторая, от лица девочки-подростка, 11-летней Паломы, дочери состоятельного дипломата, которая со своей семьей живет в том же доме, где работает консьержка – дом номер 7 по улице Гренель, «красивом особняке с внутренним двором и садом», в Париже.
Сама Палома так же разительно отличается от своих сверстников и окружения, что и объединяет её со старой консьержкой, а «Дневник всемирного движения» от нее и главы с названиями от Рене со временем приобретают все больше схожих черт.
События книги разворачиваются вокруг дома номер 7 и его жителей, приходящих и уходящих посетителей. Дом живет своей обычной, парижской буржуазной жизнью, но Барбери акцентирует внимание не на самих людях, а на том, почему именно они такие, какие есть. Книга полна рассуждений на разные темы: богатство, бедность, смысл жизни, близость смерти, любовь и мысли, которые возникали хотя бы единожды в голове каждого из нас.
Думаю, читатель найдет и увидит в «Элегантности ёжика» что-то свое, что заставит его на время отложить книгу и поразмыслить над прочитанным. Так и я, прочитав что-то особенное, увидев мысль, которая зацепила и сыграла на струнках моей души, сидела и смотрела на небо из окна.
Я по-особенному прониклась размышлениям консьержки Рене об искусстве и красоте, о жизни и о том, как японцы, уникальные в своем роде, умеют видеть красоту в несовершенном (понятие "ваби-саби" ) и замечать то самое бесконечное в коротких мгновениях жизни. Меня затронули эти мысли, потому что мне самой близка к сердцу японская культура, а главная героиня книги, Рене, выразилась один раз так:
«Камелия на храмовом мху, сизые горы в Киото, синяя фарфоровая чашка – цветение чистейшей красоты в гуще проходящих страстей, не к этому ли все стремятся? Но мы, люди западной цивилизации, не умеем достичь желаемого созерцания вечности в самом потоке жизни»
Сама книга заполнена философскими мыслями, как кружка, наполненная доверху чаем. Думаю, не зря «Элегантность ёжика» причислили к постмодернистскому жанру. Мюриель Барбери от лиц своих героинь Рене и Паломы рассуждает об учениях Маркса, Канта, Фрейда. А также, философствует сама.
Помимо глав, книга делится на несколько частей:
1. Маркс
2. Камелии
3. Грамматика
4. Летний дождь
5. Палома
Каждая часть неуловимо отличается от другой и читая «Элегантность ёжика», проникаясь ее мечтательной молчаливостью, задумчивостью особым чувством понимаешь, почему части называются именно так, как назвала их Барбери. Лично мне больше всего по душе часть «Летний дождь» - она красивая, нежная, именно она откликнулась в моей душе.
«Для чего нужно искусство? Чтобы воспроизводить краткий, но ошеломительный эффект камелии, вбивать в ткань времени клин эмоций, выходящих за пределы пяти животных чувств»
В то время как в начале книги, от лица и Рене, и Паломы писательница критикует и «дискутирует» с читателем об устройстве общества, о пороках буржуазного мира и классовой дискриминации, особенно это заметно в части «Камелии» и «Грамматика».
Мне больше всего врезалась в память эти рассуждения:
«Все жуть как восторгаются умом! Хоть ум и не обладает никакой самостоятельной ценностью. Умных везде навалом. Светлых голов на свете не меньше, чем идиотов. Сам по себе ум ничего не значит и ничем не интересен – это давно известно»
Удивили и характеры персонажей.
Живые, каждый – со своим «темным» прошлым, с надеждами на будущее и планами на завтрашний день.
Каждый из них был чем-то болен: кто-то трусостью, как отец Паломы, кто-то депрессией, как ее мать, Рене страдала от одиночества, а Палома от непонимания окружающих. Книга так же научила меня, что не стоит забывать о том, что у всех людей свои проблемы или эпизоды из прошлого, воспоминания о которых вызывает внутри боль.
Нужно стараться относится с понимаем к окружающим нам людям и с уважением. Для меня «Элегантность ёжика» стала отдушиной, свежим глотком воздуха в неимоверной духоте.
За последние полгода я прочитала множество книг и многие мне дали пищу для размышлений, вызывали жгучий интерес, и я не могла оторваться от самой книги, но давно я так не наслаждалась словами, каждым предложением.
Я смаковала каждый сантиметр книги, от начала до конца и сейчас, даже спустя неделю после прочтения «Элегантности ёжика» я прекрасно помню все то, что зацепило меня за «живое».
«Надо уяснить себе, что важно действовать сегодня: делать все возможное, чтобы любой ценой построить что-нибудь сегодня. Шаг за шагом взбираться на свой личный Эверест, так чтобы каждый шаг отпечатывался в вечности»
София Г.