Автономка — проверка на прочность не только моряков-подводников.
Начало: Прикомандированный
Кремовая рубашка - важный элемент формы одежды на подводной лодке. Так было в наше время.
Находясь в море, офицер надевает кремовую рубашку при посещении кают-компании, мичмана — в столовой личного состава. Происходит такое четыре раза в сутки, на приём пищи, а вдобавок при проведении коллективных занятий, совещаний, просмотров кинофильмов и прочего досуга. Без кремовой рубашки на лодке никак не обойтись.
Ежедневная рабочая форма одежды синего цвета, с большим белым штампом РБ, радиационная безопасность, на груди боевой номер с названием должности. На глубине в прочном корпусе все равны перед смертью и одеты одинаково: РБ, носки, тапочки, разовое исподнее и портативное дыхательное устройство. Профессионализм, специальные знания, особенности быта и взаимоотношений - вот что сплачивает экипажи подводников. Офицеры и мичмана обращаются друг к другу не по воинскому званию, а по имени-отчеству. Только к командиру подводной лодки обращаются без фамильярностей, исключительно "Товарищ командир". Всё это притупляет ощущение, что ты военный. Лишь погоны на рубашке напоминают о воинской службе.
Автономка. Вышли из внутреннего Йоканьгского рейда, проскочили Большие ворота между островами Сальный и Медвежий, Святоносский залив позади, идём в точку погружения. Боевая Готовность №2 "Надводная", на боевых постах одна смена, остальные отдыхают, либо заняты по хозяйству, приборки, приём пищи, занятия и тренировки по борьбе за живучесть. Пробираюсь из штурманской рубки в пятый отсек с целью поглощения ужина и первых ста граммов вина для правильного пищеварения. С товарищем напротив чередовались через день, чтобы положенные каждому 50 гр. приобрели размер хотя бы соточки. Тогда ещё не знал, что за поход на законных основаниях предстоит выпить пять литров четыреста грамм вина «Мадера». Сами подсчитайте продолжительность автономки. В четвёртом отсеке встречаю ракетчика Мишу, служит в другом экипаже, наши лодки стояли на одном плавпричале.
Я изрядно удивился:
– А ты что тут делаешь? Не успел сойти с борта?
Миша без эмоций:
– Нет, меня к вам прикомандировали.
– Здорово, вместе морячить будем, – я обрадовался, мы с ним дружили.
В прошлом учились в одном училище подводного плавания, только на разных факультетах. Миша учился на ракетном факультете. Ракетчиков в училище называли "китайцами", поскольку их в два раза больше, чем штурманов и в три раза – чем минёров. "Китайцев" считали служаками и солдафонами. В корне поменял мнение после стажировки, где познакомился с Мишкой и его друзьями «ракетонами», отличные ребята.
Миша не разделил радость встречи:
– Охренеть! Два часа тому назад забрали во время обеда прямо из дома, под белы рученьки привезли на «Уазике» на ваш борт, прикомандировали в автономку, сатрапы.
– Круто! Лейтенанта, на «Уазике», а почему не на чёрной «Волге»? – попытался я пошутить.
– Жена ушла в магазин, ни сном ни духом не ведает, придёт, меня нет. Охренеть! Она первый раз за два года порадовала своим визитом в Гремиху, познакомиться с реалиями жизни на северах. С таким трудом уговорил приехать.
– Выше голову моряк! Бабы побоку! Есть такая профессия - Родину защищать! – поддерживаю Мишку.
А он о своём:
– Единственно к соседу успел зайти, чтоб тот объяснил ситуацию любимой Галочке.
Без иронии говорю:
– Ты бы ещё письменное разрешение выдал соседу на … доступ к телу.
"Язык мой – враг мой", в тот же миг понял, лишнее сморозил.
– Ладно, не переживай, иные какие проблемы есть? Чем помочь?
– В пожарных сборах забыл кремовые рубашки и зубную щётку.
Мишка действительно стоял в кителе. В кают-компании тёмно-синим альбатросом не пристало появляться.
Молнией метнулся в каюту, достал "нулевую" ненадёванную рубашку с погонами старшего лейтенанта. Готовил для себя, через неделю должен был прийти приказ о присвоении очередного воинского звания. Торжественно вручил Мишке,
– На, дружище, держи, а зубы будешь чистить пальцем.
Миша увидел погоны «старлея», стал выковыривать одну звёздочку, пришлось его остановить:
– Присваиваю тебе внеочередное воинское звание! За доблесть и самоотверженность! За любовь к морю! – и добавил, – Миша, ты же прикомандированный, тебе всё должно быть «по фигу», носи так.
На ужине Мишка с гордым видом пил свои 50 гамм винишка, заедал бутербродом с красной икрой, восседая в кремовой рубашке с погонами старшего лейтенанта. Правда, у рубашки пришлось засучить рукава, и была она ему, как платье, чуть ли не до колен. Размер оказался на вырост, он был значительно ниже меня.
Через неделю «помоха» (помощник командира корабля) нашёл рубаху его размера и подогнал её прикомандированному бедолаге.
Автономку отгуляли без эксцессов. Ходили подо льдами. После возвращения наш экипаж пошёл в отпуск более чем на три месяца, а Мишка через двадцать один день отправился в очередную автономку с родным экипажем. Настоящий моряк.
Автономка проверят подводников на прочность, а их избранниц – на слабость ...
После серии автономок Мишка развёлся. Позже нашёл себе другую избранницу, само совершенство. Девушка необычайной красоты. Мишка с будущей суженой учился в одной школе в Гремихе. Девочка, выросшая в Гремихе, готова безраздельно преодолевать с мужем тяготы и лишения воинской службы.
С Мишкой при редких встречах вспоминаем этот случай с рубашкой и каждый раз смеёмся.
Кремовая рубашка может быть не только подарком от друга, но и объектом посягательства, об этом тоже поделюсь.
Благодарю за поддержку! Берегите себя и своих близких. Не болейте.
Всегда Ваш. Борис Седых:)
Друзья! По вашим просьбам решил взяться за издание книги. Для желающих поучаствовать в проекте – форма ниже.