Начальник отдела продаж уволился, а вместе с ним ушли менеджеры и база клиентов.
Евро вырос в 2 раза за два дня.
Выручка резко упала в 2 раза.
Представьте, что это происходит в вашей компании. Представили? Знаете, как выйти из этого с минимальными потерями? Если да - поздравляем, вы прошли стресс-тест!
Если коротко, то стресс-тест - это негативный сценарий развития событий, который предприниматель продумывает для своего бизнеса. Какие ситуации можно протестировать?
- Резкий рост доллара и евро
- Резкий скачок инфляции
- Серьезное падение выручки
- Резкое падение спроса и снижение среднего чека
Вообще прогнозировать можно все что угодно: от зомби-апокалипсиса до отмены частной собственности и полного закрытия границ. Но, все же, тестировать стоит наиболее реальные и часто встречающиеся сценарии.
Смысл стресс-теста - просчитать возможные варианты развития событий и понять, что нужно сделать сейчас, чтобы встретить кризис подготовленным. Например, начать собирать подушку безопасности. Или разработать план сокращения расходов. Или пересмотреть договорные отношения с поставщиками.
Для стресс-тестирования можно использовать Excel-таблицу с автоматическим подсчетом. Сначала в нее заносят текущие - нейтральные финансовые показатели. Потом можно выбирать различные сценарии и анализировать прогнозируемые результаты. Например, при сценарии, когда выручка падает на 20%, вы понимаете, что уйдете в минус на 10 млн рублей. Соответственно, вы можете подготовиться к такому развитию событий: собрать подушку безопасности на эту сумму, снизить объем закупок и т.д.
Такие таблицы есть в сети в открытом доступе, а еще можно заказать её разработку специально для вашей компании.
Как часто проводить стресс-тест? Зависит от размера компании. Крупному бизнесу - раз в квартал, среднему - раз в полгода, малому - хотя бы раз в год.
Photo by unsplash.com / Amir Mohammad HP