Очевидно, что программа начальной школы не содержит в себе чего-то сверх-сложного. Это, действительно, именно базовые навыки: счёт, простые арифметические действия и задачи, умение писать прописными буквами, основы грамматики русского языка, чтение и анализ несложных текстов, базовые знания об окружающем мире и несложная гимнастика на "физ-ре".
Казалось бы, ничего такого, что может вызвать большие затруднения. Но в реальности затруднения возникают во многих семьях уже с начала обучения в первом классе. Уже в первом-втором классе часто приходится обращаться к репетиторам, заниматься дополнительно, помимо пребывания в школе в первой половине дня и выполнения домашнего задания.
В чём же трудность? Мой опыт говорит о том, что затруднения в школе испытывают часто даже очень развитые дети, не из-за невозможности понять и освоить школьную программу, а просто из-за неверного, неоптимального подхода к занятиям.
Не будем углубляться в проблемы современного школьного образования - это неоднозначная и очень сложная тема. Понятно, что в классе из 25 учеников одна учительница, которая отвечает за освоение всех предметов начальной школы, не может дать детям индивидуальный и креативный подход. Но в домашних занятиях мы можем использовать методы, которые помогут освоить те же самые темы гораздо быстрее, веселее и без всякого напряжения.
Наверно, главный принцип, которого не учитывает начальная школа: то, что ребёнку этого возраста нужно физически "проживать" явления, далеко не все дети этого возраста могут легко воспринимать только вербальную информацию - на слух или в тексте. Ребёнок гораздо лучше воспринимает новое в движении, когда информацию можно "прожить": увидеть наглядно, потрогать, проиграть. Поэтому очень помогают наглядные пособия и игры.
Также очень важно подавать информацию дозированно, от простого к сложному, давать ребёнку время освоиться в каждой теме и закрепить навыки. В этом очень помогают занятия не по стандартным учебникам, а использование отдельных карточек с заданиями, иллюстрированных пособий, видео. Это снимает напряжение и испуг при виде большого количества непонятных заданий, даёт ощущение успешности.
Итак, ниже я перечислю некоторые методы, игры и пособия, которые я применяю в работе с учениками начальной школы, а также при подготовке к школе.
1. Математика
- Счёт
Устный беглый счёт, примеры на сложение, вычитание, умножение и деление - основа математики в начальной школе.
Кубики. Обычные игральные кубики можно очень здорово использовать для автоматизации счёта: играть в настольные игры-бродилки с 2-мя или 3-мя кубиками, складывать, вычитать или умножать выпавшие результаты. Когда ребёнок увлечён игрой, счёт становится беглым и доходит до автоматического гораздо быстрее.
Настольные игры. Есть множество отличных развивающих игр разного уровня.
Также для освоения арифметики можно подключить подвижные и ролевые игры: сыграть в магазин (кассиру придётся считать сумму покупки, выдавать сдачу), показывать определённое количество пальцев , прыгать нужное количество раз и так далее.
- Логическое мышление, умение рассуждать и искать варианты решения задачи - важнейшие навыки для успешного освоения математики.
Для этого можно регулярно предлагать ребёнку нестандартные интересные задачи в игровой форме - таких заданий на разные темы очень много в пособиях "Реши-пиши", "Мышематика" и на портале Учи.ру
- Пространственное мышление - также очень важный навык для освоения программы по математике и, позже, по геометрии.
- Измерения - еще одна важная тема в программе начальной школы.
Ребёнку не всегда легко упорядочить в голове метры, сантиметры и миллиметры, граммы и килограммы, часы, минуты и секунды. Но всё это очень важно понять и закрепить именно в начальной школе, чтобы в средних и старших классах не возникало проблем с решением задач.
Со своими учениками я всегда устраиваю практические занятия: мы берём сантиметр или рулетку и измеряем всё, что придёт в голову: высоту стола и стула, длину ручек и карандашей, собственный рост и длину конечностей - дети это обожают, записываем и сравниваем измерения. Изучая время - открываем секундомер и засекаем что угодно: на сколько мы можем задержать дыхание, добежать до другого конца комнаты, сколько падают различные предметы. То же самое проделываем с кухонными или напольными весами.
После такого проживания ребёнок точно не будет путаться в измерениях, а это основная трудность при решении задач.
- Задачи
Решение задач - очень важный навык, который закладывается именно на простых задачах в начальной школе. Если в этот период нет полного понимания, очень часто в старших классах возникают серьёзные проблемы с математиков, во многом как раз из-за задач - по моему опыту, это одна из главных сложностей. Развивать навык решать задачи в старших классах гораздо сложнее, поскольку и задачи становятся действительно сложными.
Для снятия страха перед задачами и привития интереса я использую сборник смешных задач Григория Остера, или составляю смешные и интересные задачи на нужную тему сама.
Также при разборе задач применяю наглядные пособия, "проигрываю" с ребёнком условие задачи. Например, если задача про яблоки, можно слепить нужное количество шариков из пластилина и раскладывать их по бумажным тарелочкам - так, наглядно, ребёнку гораздо легче разобраться в решении, чем рассуждать абстрактно.
2. Чтение
Важнейший навык для школьника - беглое и осознанное чтение, когда ребёнок понимает суть прочитанного. Это касается не только литературного чтения, но и всех остальных предметов: в математике очень важно прочитать и понять условие задачи, во всех остальных предметах также важно читать и понимать учебник и суть заданий.
Для улучшения этих навыков также есть множество игр.
Очень здорово не превращать чтение в рутину, а использовать для игры: писать друг другу письма и записки, устраивать квесты по квартире с записками-подсказками и заданиями - в такой ситуации ребёнок даже не задумывается, что учится читать, и это не вызывает напряжения и сопротивления.
Очень важно найти правильные книги для первого чтения: они должны содержать много картинок и совсем немного текста, а также быть интересны ребёнку по содержанию. Ребёнку нужно время, чтобы "расчитаться" на таких несложных и интересных книжках, а потом он сам перейдёт к более серьёзному чтению - когда будет готов.
Также всегда важно обсуждать прочитанное - это развивает навык пересказа и анализа текста, умение грамотно формулировать свои мысли. Ещё можно устраивать театрализации, спектакли на тему прочитанного, устраивать ролевые игры, снимать мультики и рисовать иллюстрации - в зависимости от увлечений ребёнка.
3. Русский язык и письмо
В основном под "русским" понимается две задачи: правописание и выработка почерка и грамматика.
Стандартные прописи можно разнообразить, выбирая красивые и интересные - например, дети любят прописывать своё собственное имя или ФИО - это отличная тренировка.
Можно поработать над почерком, взяв не обычную ручку, а тушь и перо - этот процесс обычно затягивает и очень нравится детям, и тоже дает хорошие результаты.
Можно даже попробовать освоить каллиграфию: копировать кистью китайские иероглифы!
Для освоения грамматики к стандартным учебникам можно добавить короткие и структурированные задания на отдельных листочках-карточках, такой метод гораздо лучше воспринимается детьми, чем длинные задания из учебника. Собранные вместе задания на одну орфограмму очень эффективны для отработки и запоминания.
Также в методе Монтессори много очень хороших наглядных пособий на каждую тему и орфограмму русского языка. Все пособия можно распечатать и использовать для дополнительных занятий.
Есть также замечательные пособия для самопроверки у издательства "Айрис-пресс".
4. Окружающий мир.
С этим предметом в школе обычно всё понятно, но можно углублять и расширять знания о мире с помощью документальных фильмов, познавательных мультиков, передач и видео. Также я использую подборки карточек-фотографий на разные темы.
На темы связанные с физикой, химией, биологией мы делаем с детьми опыты и эксперименты.
5. Английский язык.
Для дополнительных занятий по английскому языку я использую коммуникативный и игровой подход, стараюсь "разговорить" ребёнка, научить применять изученные в школе правила на практике и закреплять их.
На английском можно играть во многие привычные игры, словесные и настольные. Таким образом можно расширить вокабуляр, повторять и учить новые слова.
Подобную игру можно придумать на любую группу слов, которую необходимо выучить, или на фразы или конструкции языка, которые нужно освоить и закрепить.
Также, если есть задача начать свободно говорить на языке, можно завести традицию общаться на английском в какие-то моменты повседневной жизни: творчество, рисование, кулинария, прогулка или поход в магазин только на английском языке.
6. Последнее, о чём я хочу упомянуть - физическое развитие
В этом возрасте ребёнку очень важно много, разнообразно и активно двигаться. Между занятиями за столом мы обязательно делаем перерывы, разминку, танцуем или играем в подвижные игры, тоже самое относится к прогулке.
Двигаться, осваивать своё тело и новые движения, становиться более ловким - косвенно важно также и для успешной учёбы в школе! Это и уверенность в своих силах, и контроль своего тела и эмоций, и ориентация в пространстве, и умение следовать правилам - оно развивается в игре и обязательно пригодится позже.
Например, не всем детям, да и не всем взрослым легко долгое время стоять на одной ноге - для этого нужны концентрация и спокойствие. Выполняя такие простые и весёлые "челленджи" дети очень быстро развивают эти качества.
Это далеко не все игры и пособия для дошкольников и учеников младшей школы, но эта подборка иллюстрирует игровой подход к развитию и обучению.
Удачи в занятиях! :)