Найти тему
Кристина Ахматова

Дьявольские трели (Часть 1)

Жара, невыносимая жара на средней Волге – это всё же редкость. В смысле, солнышко и теплое лето в отведенное для этого время – это всегда пожалуйста. А вот скачок термометра на 40+ градусов – это, знаете ли, из ряда вон!

Заниматься не было ни сил, ни возможности. Смычок скользил в потной ладони, старенький вентилятор постоянно сдувал сольную партию, а голова напрочь отказывалась вспоминать нотную грамоту. Тщательно вытерев руки носовым платком, Соня сурово взяла скрипку на изготовку и … вновь беспомощно опустила руки. Задумчиво глядя на шелестевшие под бесполезным вентилятором страницы, девушка наконец-то приняла решение:

- Ма-а-ам! Я с вами в деревню!

- Софа, а как же экзамены? – озабоченная женщина выглянула из кухни, устало обмахиваясь полотенцем.

- Мам, я в деревне поиграю, хорошо? Здесь мозг плавится!

- Тогда не тяни кота за яй … хвост! Собирайся быстрее! – махнув в знак одобрения полотенцем, мать скрылась за дверью, чтобы возобновить бурную деятельность по сбору всего семейства на родину своих престарелых родителей.

Старенькая Шкода, поднимая клубы пыли, на всех парах мчался по проселочной дороге. Водитель, он же глава семейства Лазаревых, несмотря на жару, был в прекрасном расположении духа. Несмотря на укоренившиеся стереотипы, мужчина был искренне рад встрече с тёщей и тестем, а добрая семейная традиция – проводить месяц в деревне, не прерывалась вот уже второй десяток лет, которая чуть ли не сорвалась из-за предстоящих вступительных экзаменов дочки в консерваторию.

Встреча, как всегда, была очень радушной. Старики не скупились на крепкие объятия и не менее крепкий самогон. Всё шло по накатанной традиции – по-деревенски богатый хлебосольный стол, запотевшие рюмочки, друзья-соседи, и, гвоздь программы – сольное выступление юной скрипачки.

Правда, Паганини и Шуберт, здесь были не самыми желанными композиторами. Зато «Мурка» и «Ямщик» собирали такие овации, что позавидовал бы любой концертный зал, но совершенно не радовали юное дарование.

Наконец, гости расслабились настолько, что уже совсем не нуждались в музыкальном сопровождении, перейдя к нестареющей застольной классике.

Проскользнув в дом, Соня устало опустилась на потертый диванчик. Захмелевший хор и простенькие мелодии изрядно её утомили, но для серьезных репетиций силы были всегда. Осталось только придумать место, где скрипачку никто не сможет побеспокоить. Хоть в деревенских домах и было гораздо комфорте, чем в душной городской квартире, но все равно очень не хватало бодрящего дуновения свежего воздуха.

Может, поиграть на улице? А что? Это даже романтично!

Девушка мечтательно замерла, представляя, как она стоит одинокой фигурой посреди чистого поля, ветер треплет её распущенные волосы, а закатное солнце играет бликами на лакированной поверхности скрипичной деки.

Да, идея волшебная. Но надо идти через пол-деревни, с футляром в руках, привлекая внимание местных жителей. Так до утра придется каждому желающему концерты давать. А на сегодня излишнего внимания более, чем достаточно.

Может, в лесу? В тени вековых дубов, под пение птиц …

Но снова долгая дорога, через кладбище, поле … Стоп, кладбище! От такой безумной идеи по спине побежали мурашки и перехватило дыхание. Но … Но … Но это же отличная идея! Самое тихое место в округе, да и что может быть более подходящим для исполнения «Дьявольских трелей»! Решено!

Уложив скрипку в футляр, девушка наспех накинула на себя ветровку и бесшумно проскользнула к выходу на улицу. Калитка предательски заскрипела, но развеселые голоса в саду заглушили звуки побега.

Деревенское кладбище встретило прохладой, спокойствием и чувством умиротворенности. Тонкая тропинка петляла между ухоженными могилами, ведя в самое сердце последнего пристанища окрестных жителей – древний безымянный склеп, по легенде, принадлежащий семье бывшего помещика, который славился своей экстравагантностью и любовью к средневековому европейскому стилю. После прихода большевиков в эти деревни, его богатая усадьба сперва утратила свой лоск, обветшала, а затем и вовсе была разобрана по кирпичу на более важные нужды. Но вот склеп … Склеп тронуло только время. Окруженный четырьмя кирпичными колоннами, необычная для этих мест усыпальница, была видна из любой части кладбища, но внутри представляла из себя печальное зрелище. Узорная решетка уже давным-давно отсутствовала, оставив после себя четыре кованные петли, на которых она когда-то крепилась. Каменные плиты, под которыми должны были находится останки этой зажиточной семьи, были разбиты. Кто-то не побоялся проникнуть в недра склепа, ведомый местными легендами о несметных богатствах, что будто были спрятаны в могилах тем самим помещиком от красной власти. Уж какие находки ждали там расхитителей могил – неизвестно, но на сегодняшний день склеп был абсолютно пуст, лишь старые доски едва прикрывали зияющие в полу дыры.

«Дьявольские трели» игрались, как никогда. Воодушевленная новыми декорациями, Софья самозабвенно исполняла великого Джузеппе Тартини. Безветренная погода и акустика в склепе заставили скрипачку позабыть о существующей реальности, о течении времени и о смене дня и ночи. Вновь и вновь ей удавалось идеально, абсолютно без ошибок воспроизводить легендарные «Трели».

- Прекрасная музыка!

Голос за спиной вернул девушку в реальность, в которой уже давно наступила ночь.

Закричав от неожиданности, Соня шарахнулась от внезапного гостя к противоположной стене склепа.

- Прекрасная музыка! – с улыбкой повторил молодой мужчина небольшого роста.

- И прекрасная исполнительница! – добавил он и галантно поклонился.

- А в-в-вы к-к-кто? – от страха девушка начала заикаться и еще сильнее вжалась в стену.

- Простите, простите что напугал вас! Я ни коем образом не имел такого намерения! Ваша божественная музыка привела меня сюда! Прошу, не бойтесь!

- Позвольте представится – Пётр! – мужчина снова поклонился.

- С-с-софья! – девушка судорожно сжимала в руках скрипку и маленькими шажками пыталась подобраться к выходу.

- Я вас здесь раньше не видел, откуда вы, прекрасное созданье? – новый знакомый расточал комплименты, всем своим видом показывая крайнюю заинтересованность.

Да, мужчина, кажется, не выглядел опасным. Маленький рост, худощавое телосложение и крайняя, не свойственная деревенским парням, учтивость, немного успокоили насмерть перепуганную девушку.

- Я здесь у бабушки. И дедушки. В гостях. С папой. И братьями ещё.

Приврав на всякий случай про братьев, Соня наконец добралась до дверного проема и опасливо поглядывала на улыбающегося Петра.

- А вы что тут делаете?

- Мечтаю! – откровенно ответил собеседник.

- Мечтаете? Здесь? О чём?

- А почему вас это удивляет? По-моему отличное место для уединения и размышлений. Полагаю, вы тоже так считаете, раз пришли музицировать именно сюда?

- Да, вы правы … Но уже очень поздно, мне надо домой. Я пойду, хорошо?

- Если вы этого желаете! Я бы хотел вас проводить до дома, но, боюсь, вы расцените этот порыв как невежливое преследование с моей стороны. Я бы так же хотел предложить познакомиться поближе, но опять же, не хочу напугать вас снова. Быть может, вы согласитесь придти сюда завтра, чтобы я вновь смог насладиться вашей божественной игрой?

- Я не знаю… Может быть… Простите… До свидания.

Неловко попрощавшись, девушка быстро зашагала прочь от склепа, постепенно переходя на спринтерский бег. Не обнаружив за собой преследователей, Софья наконец позволила себе отдышаться и уже без приключений добралась до дома, где, слава Могучей Кучке, её даже не хватились.

Таинственный Петр весь день не выходил у девушки из головы. И чем ближе был вечер, тем больше крепло желание Сони вновь придти кладбище. В конце-концов, надо было забрать из склепа футляр от скрипки.

Кладбище вновь встретило вечернюю гостью желанной тишиной и спасительной прохладой. Неторопливо бредя по уже знакомой тропинке и прижимая к груди скрипку, Соня задумчиво рассматривала возвышающийся на могилами шпиль старого склепа и терзалась сомнениями. Встречаться с незнакомцем на кладбище, вдали от деревни … Но если Пётр задумал что-то плохое, то ему ничего не мешало сделать это вчерашней ночью. А если усыпляет бдительность? Но он так вежлив, обходителен и говорит так, как умеет и не каждый городской. А, следовательно, интеллигентен и начитан. Но ведь и маньяки как-то заманивали своих жертв в безлюдные места …

- Добрый вечер!

Поглощенная своими мыслями, девушка вновь не заметила нового знакомого.

Петр сидел на лавочке, держа на коленях черный скрипичный футляр и не переставал улыбаться. При свете заходящего солнца, скрипачка смогла разглядеть мужчину подробнее: простая светлая рубашка с закатанными рукавами, широкие штаны, заправленные в начищенные хромовые сапоги, ничего особенного. Вполне обычный набор для деревенского жителя, который бережёт спортивный костюм и кроссовки «на выход». Наверное, пастух …

- Как я рад! Вы даже представить себе не можете, как я рад, что вы всё же согласились почтить меня своим присутствием!

- Здравствуйте! – смущенно поздоровалась Соня.

- Вы принесли мой футляр! Спасибо, большое спасибо!

- Но я вам его не отдам! Не отдам, пока вы мне снова не сыграете! Прошу!

- Вы правда этого хотите?

- София, я хочу этого больше, чем чего-либо в своей жизни!

- Джузеппе Тартини? Дьявольские трели?

- Всенепременно!

И вновь сложнейшее произведение давалось Соне так, как никогда. Здесь вдохновляло всё: шелест листвы, дуновения ветра, догорающий закат и благодарный слушатель, восторженно взирающий на исполнительницу.

Казалось, не существует на свете той силы, что может прервать этот вдохновенный кладбищенский концерт.