Снова здравствуй!
Сегодня хочу рассказать тебе об одном необычном дне, когда в Индии змей чтят с особым рвением. Этот праздник называется на санскрите Нагапанчами (нага — змей, панчами — пятый день), потому что ежегодно праздник выпадает на пятый лунный день светлой половины месяца шравана (в вайшнавском календаре — шридхара). Пятым титхи (днем каждого лунного месяца) владеют наги, дети мудреца Кашьяпы.
Первоначально наги были ядовиты, вероломны и смертельно опасны. Они убивали людей просто так, без нужды. Тогда люди взмолились прародителю Брахме, прося спасения от этой напасти. Пожалев человечество, Брахма проклял змей на вымирание. Змеи приползли к его стопам и воззвали к милости.
— Брахма, — сказали они, — ты сам создал нас злобными, так как же ты можешь гневаться на нас за это, ведь мы лишь следуем своей природе. Лучше уменьши наш яд и дай нам отдельную от людей обитель.
Брахме пришлось согласиться с вескими доводами змей, и он отдал им в качестве обители подземные миры Паталу, Виталу и Суталу. Также он сказал, что если змеи кусают лишь тех, кто причиняет им вред и беспокойства, то они не будут наказаны за это. Людям же было позволено убивать тех змей, кто вероломно и жестоко нарушает мирную жизнь людского рода.
Господь Брахма простил змей в день Нагапанчами, и с тех пор этот день посвящен им. Это день примирения людей и нагов. Празднование Нагапанчами дарует способность контролировать и преодолевать свою земную природу, наиболее негативные черты характера. Нагапанчами олицетворяет стремление человека найти золотую середину между добром и злом.
Нагапанчами празднуется в различных частях Индии по-разному, но неизменно пышно, ведь это один из древнейших религиозных фестивалей, упомянутый в Пуранах. В Непале в Нагапанчами ведётся поклонение Каркотаке, Васуки и Нагашеше. В некоторых частях Индии чтут других змеиных божеств. Праздник обычно идёт несколько дней.
День, предшествующий Нагапанчами, называется Нагачатуртхи. В этот день женщины принимают особое омовение, носят влажные одежды и посещают места обитания змей. Они совершают пуджу и подносят змеям молоко, приправленное куркумой. Женщины посыпают вокруг змеиных нор кумкум, чандан, рис и цветы. Они молят о благополучии, процветании и счастье для своих семей и домов близких. В этот день дают обеты и соблюдают пост, который прерывается только на заходе следующего дня, после раздачи милостыни. Пост прерывается кхиром (рисом, сваренным в молоке с сахаром и сладкими специями).
На Нагапанчами люди лепят из коровьего навоза фигурки змей и ставят их по обе стороны дверей храмов и своих жилищ, чтобы приветствовать Нагадева. Статуи нагов омывают молоком с куркумой и гхи, а после украшают кумкумом и цветами. Те, у кого нет постоянного изваяния нага, лепят или покупают фигурки из сандалового порошка, куркумы, шафрана и кумкума, а те, кто победнее, покупают или лепят нагов из глины, окрашивая фигурки в жёлтый или чёрный цвет.
Змей почитают храмовыми церемониями и подношениями каши с молоком и молочными сладостями. В этот день в змеиные норы поблизости от храмов и домов льют молоко, чтобы умилостивить змей и попросить их не делать зла. Также возле норы ставят маленький горшок молока с цветами. Если змея выпивает молоко, это считается благим знаком и сулит благословение.
В этот день с особым рвением чтят божеств, связанных со змеями. Проводят пышное поклонение Шивалингаму, Ганеше и Картикее. Поклоняются Нрисимхе и читают молитву об успокоении завистливых, произнесённую Прахладой Махараджем.
Так же красиво и празднично в Нагапанчами поклоняются Калия Кришне, Кришне, исполняющему танец укрощения свирепого змея Калии на его головах. Считается, что Он одолел змея именно в этот день. Возле Божеств Кришны в этот день ставят фигурку многоглавого змея, а в некоторых храмах Божество даже приподнимают, чтобы Оно оказалось на голове у Калии, и на алтаре выставляются декорации, иллюстрирующие калия-дамана-лилу, игру покорения ядовитого змея. На божества Кришны надевают особые украшения в форме змей.
В храме Джаганнатхи в Пури день, когда празднуют покорение змею Калие, выпадает на Бхадрава-экадаши, поэтому его ещё называют Калия-дамана-экадаши. Калия-дамана-лила, победа над Калией, полностью отражена в украшении алтаря и одеждах Божества. Но выпадает он на другое число.
Особо пышно Нагапанчами празднуется в храме Шри Махакала в Уджайне. На третьем этаже храма расположено святилище Нагчандешвара Махадева, которое открывается для праздничного даршана лишь раз в году, на Нагапанчами. В остальные дни оно остается запечатанным и доступ к нему имеют только змеи.
В Нагапанчами благоприятно раздавать подарки и пожертвования, дарить фигурки молящихся нагапатни (жён змея) Божеству Калия Кришне и фигурки нагов и змей Шивалингаму. В этот день 108 раз повторяют махамритьюнджая-мантру, молитвы нагапатни и нагашанти-мантры.
Великих Змей почитают вот какой мантрой:
анантам васуким шешам падманабхам ча камбалам
шанкапалам дхартхараштрам такшакам калиям татха
этани нава намани наганам ча махатманам
саймакале патхеннитьям пратахкале вишешата
тасмаи вишабхьям наасти сарватра виджайе бхавет
В Пенджабе день змей известен как Гуга-навами. В этот день священники просят по домам окрестных жителей муку и масло, из которых затем лепят огромную статую Нагараджа. Её водружают в здоровенную корзину и несут вокруг деревни или города с красочной и пышной церемонией. Женщины и дети, участвующие в шествии, танцуют и поют, а зрители осыпают процессию цветами. Затем праздничный караван достигает главной площади города, где уже всё готово к празднованию. Тут священники проведут обряды, призывающие благословения Нагараджа, и особые церемонии. По окончании торжеств скульптуру Нагараджа предают церемониальному погребению.
В Махараштре маг-змееносец ходит с живой коброй от дома к дому, прося милостыню и одежду. В некоторых частях Индии верующие поклоняются живой кобре или её изображениям. В этот день замужние молодые женщины посещают родительские дома и празднуют Нагапанчами, встречаются с подружками, которых не видели долгое время, живя в семьях мужей в разных частях Индии.
На юге Индии этот день празднуется как день брата и сестры. Предлагая пищу, сёстры молят Нагадева, чтобы тот благословил их братьев здоровьем, богатством и благополучием. В этот день братья посещают дома своих замужних сестёр. Сёстры увлажняют спины братьев молоком с гхи при помощи цветов, осыпанных куркумой и кумкумом.
Другое название змей на санскрите — сарпа. В гороскопе сарпа-доша или кала-сарпа-доша - это особое расположение планет между Раху и Кету, указывающее на проклятие нагов, заслуженное непочтением к ним. Астрологи выделяют 12 видов сарпа-доши. Сарпа-доша приносит несчастья и трудности в доме и семье, потери в бизнесе, бездетность, плохое здоровье.
Молитвы нагам и почитание божественных змеев может помочь обрести душевное равновесие. Также целительны специальные пуджи-шантия (умиротворения) — нагапратиштха, нагабали, нагатамбула, нага-путхалика-видха и кала-сарпа-шантия. Повторение «Канда-шашти-кавачам» и проведение самостоятельной или заказной пуджи пяти/семиголовому мурти Нага также смягчают проблемы сарпа-доши. Нагапанчами — важный праздник для тех, кто хочет выйти из-под влияния сарпа-доши.
Самые известные храмы, специализирующиеся на этих ритуалах, — это Кукке Субраманья в Карнатаке, Шри Калахасти Мандир в Андхра-Прадеше, Тирунагешваран Ковиль и Нагараджа мандир в Тамилнаду. Сына Шивы Субрахманья (обычно известный как Муруган в Тамилнаду и Карттикея на севере Индии) считают покровителем змей. Хотя и говорят, что убить скорпиона или змею — не грех, человек, без нужды убивший змею, навлекает на себя большие беды и немилость Картикеи. На юге Индии, особенно в Карнатаке и Андхра-Прадеше, ему поклоняются в форме змеи. Муругана ещё называют Сарпа-доша-ниварака — устранитель бед, связанных с сарпа-дошей. Астрологические и медицинские трактаты обещают избавление от бед, связанных с нага-дошей тому, кто чтит его.
А еще чудесным образом защищает от змей поклонение холму Говардхану:
намасте гирираджайа
шри говардхана намине
ашеша клеша нашайа
парамананда дайине
«Я поклоняюсь царю всех холмов, холму Говардхан (источнику наслаждения для чувств, земли и коров). Он является слугой Кришны и он Сам Кришна. Он прекращает бесконечные страдания и дарует высшее блаженство». (Према-бхакти расарнава)
Нагапанчами — это день памятования и почитания великих нагов, божественных лил Бхагавана. Это день очищения и умиротворения. Он несёт спокойствие и доброту, открывая путь мудрости и истины.
Шшшшшш
Твой друг, м
Ред. АРдд
Из черновика книги Мадхурьи Кадамбини «ПИСЬМА ДРУГУ, ИЛИ ШИВАМ ШУБХАМ МАНГАЛАМ»