Всем привет! Сегодня я хочу рассказать вам об очень важной теме: развитие музыкального слуха. Наверное многие встречались с тем, что окружающие близкие вам люди когда то, когда вы, например, пели, говорили вам: "Это не твое" или "Медведь на ухо наступил". В любом случае, даже если с вами такого не было, вы слышали эту фразу в адрес других людей. Ну так вот, хочу вам сказать, что не бывает людей без музыкального слуха! Он у кого то развит сильнее, а у кого то слабее. Это не магия, а способность запоминать. Если есть уши, значит и есть музыкальный слух!
Начнем с описания того какой слух бывает:
- абсолютный слух — способность точно помнить высоту звука, позволяющая человеку определить и назвать любую услышанную ноту без предварительного прослушивания заранее известных нот; психофизиологическим базисом абсолютного слуха является особый вид долговременной памяти на частоту звука; возможность определять ноты после прослушивания «эталонного» звука появляется у всех музыкантов и сохраняется некоторое время, продолжительность которого зависит от тренированности, но лишь люди с врождённым абсолютным слухом обладают этой способностью постоянно; вопреки расхожему мнению, абсолютный слух не приносит значительных музыкальных преимуществ; по статистике, абсолютным слухом в Европе обладает один человек из примерно десяти тысяч, а среди профессиональных музыкантов абсолютный слух встречается приблизительно у одного из нескольких десятков.
- относительный слух — способность определять звуковысотные соотношения, то есть расстояния между нотами в мелодии и аккордах. Относительный слух наиболее важен для музыкальной деятельности, его развитие (в отличие от выработки абсолютного слуха) входит в обязательную программу профессиональной подготовки музыканта
- внутренний слух — способность к ясному внутреннему представлению (чаще всего — по нотной записи или по памяти) отдельных звуков определённого тембра, мелодических и гармонических построений, а также целых музыкальных произведений; этот вид слуха связан со способностью человека слышать и переживать музыку «про себя», без внешних источников звука;
- мелодический слух — обеспечивает целостное восприятие всей мелодии или фразы, а не только её отдельных нот и звуковых интервалов;
- гармонический слух — способность целостно воспринимать сочетания одновременно звучащих нот (интервалов, аккордов)
- а также есть ладовый, полифонический, интонационный, ритмический, тембральный, фактурный, архитектонический.
По сути, нас интересует абсолютный и относительный виды, так как остальные являются производными от них.
Так как же развить музыкальный слух? Есть ответ - сольфеджио.
Занятия этим предметом непременно принесут свои плоды.
Самое простое, что вы можете сделать для слуха - это петь и одновременно играть на фортепиано гаммы, арпеджио, интервалы или отдельные ноты.
Следующий уровень прокачки слуха - это диктанты! Очень полезная вещь!
Простые диктанты вы можете найти на этом канале в плейлистах:
Также есть очень классный сайт со сборниками диктантов по сольфеджио, но там уже более продвинутый уровень:
http://solfa.ru
Есть прекрасное приложения, с помощью которого вы сможете заниматься сольфеджио в пути:
Абсолютный Слух - Тренировка Слуха и Ритма
В других статьях я расскажу и про другие разновидности музыкального слуха!