Как Пушкин наше все и общий, так Высоцкий наше все и у каждого свой. Прошло 40 лет после его смерти, и уже очевидно, что не сбылись предсказания гонителей Высоцкого, мол забудут сразу, как он исчезнет. Многие предрекали ему забвение, но время идет, а память жива. И невозможно забыть, и память крепнет с каждым годом. И появляется смелость у артистов петь его песни. Созданы музеи, ставятся памятники, все больше улиц носит его имя.
Поэт в России больше, чем поэт - слова Евтушенко подходят Высоцкому идеально. Больше, гораздо больше Высоцкий для России, чем поэт. Как он находил слова, и как являлись ему смыслы - это неземная сила, не здешняя глубина метафор, фиксации явлений, исторических и обыденных, понимание человеческой природы и пророчество. Изнывая от мелких своих катастроф, поля влюбленным застелю, скажи еще спасибо, что живой, кто в море видит только воду, тот на земле не замечает гор, всем нам хочется не умереть, а именно уснуть - как умел Высоцкий выразить правду жизни.
Мне было лет 12, когда мой дядя привез магнитофонные записи Высоцкого. Это были круглые катушки с коричневой лентой. И там в середине ленты была почему-то песня "Johnny О! Е!", которая мне, пацанке, очень нравилась. Чтоб до нее добраться, приходилось Высоцкого слушать тоже. Перематывать не разрешалось, чтобы нечаянно не порвать ленту. Мне было неуютно слушать про 38 комнаток и одну уборную, волков за флажками и корабли. На мое недовольство дядя посмеивался и говорил - Ты скоро дорастешь, еще полный дом у тебя Высоцкого будет. Не соврал. Так и случилось. И дисков много. И в интернете слушаю. И концерты смотрю по телевизору. И в музеи хожу.
В Екатеринбурге прекрасный музей Владимира Высоцкого. Личные вещи, афиши, автомобиль, фотографии - много ценного. Спасибо Андрею Гавриловскому, собираюшему и покупающему уникальные экспонаты. За бешеные деньги, но чтоб вернуть в Россию оригиналы стихов, написанных Высоцким. Особые чувства вызывают самиздатовские книги с произведениями поэта. Люди их делали сами, с душой, старательно, вклеивали фото, печатали или переписывали стихи. Свидетельства той эпохи.
Нет необходимости анализировать жизнь Высоцкого: выходит много передач с воспоминаниями современников, достаются неведомо откуда пленки с его концертами, интервью и спектакли. Но у каждого свой Высоцкий, своя встреча с его пронзительными строчками. В 1981 поступала в университет, и 25 июля вся общага пела, вспоминала Высоцкого, ни на миг его не забывали. Тогда мы стремились обязательно достать, найти, купить пластинки и книги. И у меня, конечно, есть первые сборники его стихов, изданные на плохой серой бумаге, но все-таки типографские, и тоненькая книжечка Марины Влади о прерванном полете. И первая пластинка. И первая серия дисков с его песнями.
Не уверена, что в наше нынешнее время сам Высоцкий как личность смог бы вписаться. Но это и не важно. Он и так сказал много. Сказал всем поколениям после нас о поколениях до нас. Сказал нежное и колючее, жизненно необходимое о любви, боли, предательстве. Светлая память.
Мне есть что спеть, представ перед всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед ним.
Владимир Высоцкий
Пушкиногорье
Память о родителях
Времена не выбирают
Рожденная в 60-е