Найти в Дзене
💥Сергей Сизов (Омск)

Автостопом по Европам. Путевые записки о моём месячном "вольном" путешествии (за 800 евро).🌍Часть 2.

Оглавление

АВТОСТОПОМ ПО ЕВРОПАМ (2000) Путевые записки о моём месячном "вольном" путешествии по странам Европы за 800 евро. ЧАСТЬ 2.

Начало выложено здесь. Часть 1.

ФРАНЦИЯ

Из Брюсселя на автобусе я выехал в Париж. В столице Франции я провёл почти шесть дней. Уж если добрался до Парижа, то глупо было не посмотреть его вдоль и поперёк. Жил в хостеле возле метро «Волонтез» (самом дешёвом варианте, какой смог найти). В первую же ночь случился забавный случай. Впрочем, это теперь он мне кажется забавным.

Ночью в комнату вломилось четверо мужиков и, не обращая внимание на уже спящих туристов, начали шумно общаться и смеяться. Прямо-таки орали. Накануне я жутко устал и, не открывая глаз, по-английски попросил их вести себя потише. Они стихли на полминуты, а затем всё продолжалось в том же духе. Со злости, что меня столь бесцеремонно лишают сна, я довольно громко покрыл их отборным русским матом. И тут случилось неожиданное.

На мгновение наступила гробовая тишина. А когда кто-то из новоприбывших попытался что-то сказать, последовала резкая команда: «Get shut up!» (Заткнись!) и после этого наступил полный покой. («О, великий и могучий, правдивый и свободный русский язык!- с умилением подумал я, вновь засыпая).

Наутро продрал глаза и увидел, кого же это я давеча так далеко посылал. Увиденное меня не очень обрадовало: это была четвёрка здоровенных накаченных лбов, настоящих шварцнеггеров. Как потом выяснилось, парни были сержантами американской армии, приехавшими на выходные оттянуться в Париж из Германии. Разборок, впрочем, никаких не последовало, наоборот, мы соседствовали весьма мирно и с парой парней даже неплохо поговорили.

Лувр. Источник Яндекс картинки
Лувр. Источник Яндекс картинки

У меня был припасён подробный путеводитель по Парижу и я добросовестно посетил весь туристический «джентльменский набор»: Лувр, Эйфелева башня, Версаль, Пантеон, Дом инвалидов, Триумфальная арка (одно из самых памятных парижских ощущений - ливень, когда я стоял на крыше арки и смотрел на мокнущую французскую столицу),

Версаль. Источник Яндекс картинки
Версаль. Источник Яндекс картинки

Музей Орсэ, Музей Клюни, Вентсентский замок, Центр современного искусства Жоржа Помпиду (последний музей - настоящая абстракционистская помойка). Однажды дождь загнал меня в так называемый Центр открытий - музей, где маленькие французы знакомятся с устройством мира, там проходят даже уроки. Залы, посвящённые различным отраслям знаний, заполнены детьми и учителями. Естественно моя карточка преподавателя дала возможность смотреть коллекцию музея бесплатно.

церковь Сен-Сюльпис. Источник Яндекс картинки
церковь Сен-Сюльпис. Источник Яндекс картинки

Среди парижских церквей, если не считать Собора Парижской Богоматери, особо сильное впечатление на меня произвела церковь Сен-Сюльпис. Гуляя по французской столице, жалел, что у меня не было верного товарища, с которым можно было бы поделиться впечатлениями. Но найти подходящего товарища на такое немаленькое приключение не так просто.

Если вы приехали в Париж впервые, то рекомендую для знакомства с главными достопримечательностями воспользоваться прогулочными катерами, которые возят туристов по Сене (например, система Batbus). Билет действителен в течение целого дня, и вы можете выйти у любого туристического объекта, а затем продолжать свой путь до следующего. А можете, просто сделать круг по Сене и выйти там, где вам нужно.

Билеты в парижские музеи - недешёвы (впрочем, как и всё в Париже), но мне здорово пригодилась международная карточка преподавателя. Большинство музеев во Франции по ней я посещал бесплатно. В оставшуюся часть наведывался, покупая билеты со скидкой, как «студент» (использовалось моё служебное удостоверение.

Приходилось немножко кривить душой, убеждая себя, что французы точно не обеднеют). Если бесплатный вариант не проходил, и скидок не было, то я, чаще всего, не разрешал себе тратиться. Подобное практиковал успешно во многих странах. Удостоверение (да здравствует западная кириллическая безграмотность) мне не раз помогало получать студенческие скидки и при покупке международных автобусных билетов.

В Париже я наблюдал по телевизору в баре своего хостела финал европейского чемпионата по футболу, когда встречались команды Франции и Италии. Это был действительно потрясающий матч! Французы буквально вырвали победу (2:1).

Что творилось в эту ночь на улицах Парижа! Зрелище было не слабее самого матча. Национальная эйфория вытолкнула на улицы сотни тысяч людей. Они вопили от восторга как сумасшедшие и носились всю ночь по улицам с национальными флагами. Машины, украшенные флагами, разъезжали по городу до утра и беспрерывно сигналили, празднуя победу.

Ницца. Источник Яндекс картинки
Ницца. Источник Яндекс картинки

В столице Франции я чуть не застрял. Причём абсолютно по глупой причине. Перед отъездом в Ниццу (поезд отходил рано утром) решил снять деньги в банкомате поздно вечером. Банкомат заглотил мою карту и не вернул, сообщив по-французски, что она какая-то «нехорошая». Французским я не владею, но догадался.

Пришлось мчаться на вокзал, сдавать билет, а рано утром бежать в банк и выяснять там отношения. Слава Богу, всё удалось уладить довольно быстро, карточку мне вернули. (Вообще, с карточками были определённые проблемы. Особенно с картой Visa Travel Money, которую обналичить можно было не во всех банкоматах. Но без кредитных карточек мотаться по разным странам неудобно).

Итак, пожертвовав ещё одним городом из первоначальной программы - Марселем, я приехал 5 июля в Ниццу. Ехал практически всю ночь, в очередной раз решив проблему с ночёвкой.

Жалею слегка, что взял билет до Ниццы. Можно было, поскольку поезд ночной, брать до Дижона и спокойно ехать до Марселя. Ночью нас контролёры не беспокоили. Чего нельзя сказать о разговорчивых не в меру арабах и прочих инородцах, которых во втором классе ездит немало. Белых было мало.

Инглиш променад. Источник Яндекс картинки
Инглиш променад. Источник Яндекс картинки

Встреча с морем всегда волнующа. Я ждал его появления в окне вагона, как будто никогда не видел его прежде. Впрочем, действительно, Французскую Ривьеру и Средиземное море я видел впервые. И, конечно, в этом море мне, кровь из носа, нужно было искупаться.

Ещё хотелось хоть чуть-чуть отдохнуть и согреться после дождливой парижской суматохи. В общем, дорвался я до Ниццы и испил её, как чашу вина, до дна (естественно, сообразно своим скромным финансовым возможностям).

Поселился, как обычно, в недорогом хостеле (адрес взял в информационном туристическом центре на вокзале). Условия были самые спартанские: в небольшой комнате 8 коек (в два яруса) и больше абсолютно ничего. Рюкзаки сдаются в камеру хранения. Каждый день получаешь одноразовые бумажные простыни.

Сей молодёжный приют был расположен близко от пляжа и от главной улицы города - Инглиш променад, которая тянется вдоль моря. Первый день я купался и шлялся по окрестностям (там тоже есть что посмотреть, но мне музеев уже хватило). На симпатичной машинке с вагончиками ездил по серпантину на высокую гору, с которой открывается великолепный вид на город.

Ницца когда-то была владением Италии и на набережной есть памятник по случаю перехода её к Франции. А ещё этот город был связан с освободителем Италии Гарибальди, в честь которого названа одна из площадей. Именно отсюда он отправился освобождать Италию.

На пляже познакомился с молодыми грузинами, которые приехали во Францию нелегально и теперь пытались получить статус беженцев. Признались мне, что мечтают получить вид на жительство и пособие, а пока пробавляются мелким воровством и ночуют в ночлежке. Ночлежка устроена хитро: ты можешь придти получить ужин и переночевать, но только должен придти туда к семи вечера.

Фокус в том, что после уже оттуда выйти не можешь до самого утра. Так власти избавляют вечерний город и туристов от беспокойных разномастных бродяг. Кавказцы говорили, что никогда не пошли бы на отъезд, если бы можно было нормально жить и работать в Грузии, но, по их словам, там сейчас полный мрак. Спорить с этим было сложно. Самый крутой их них уже пару раз отсидел в Швейцарии и Франции, но на родину его не отправили, видимо, из гуманных соображений. Мол, «беженец от войны».

Раньше надо было уезжать, говорил он мне доверительно, тогда устроиться было проще. На прощанье грузины (ох, уж это кавказское гостеприимство) подарили мне отличную футболку с рисунком яхты. В том, что они её «не покупали» у меня не было никаких сомнений, но не принять подарок было просто невежливо.

Монако. Источник Яндекс картинки
Монако. Источник Яндекс картинки

МОНАКО

6 июля стал одним из самых приятных дней моего путешествия. В этот день я поехал в Монако. В связи с тем, что средства мои таяли всё быстрее, ехал банальным «зайцем» в оба конца. (Надо только правильно рассчитывать поезд: если поезд идёт из Марселя, то билеты проверяют раньше, а поздно вечером вообще билеты не проверяют).

Крохотное Монако меня совершенно очаровало. На маленьком пятачке, поджимаемом, с одной стороны, горами, а, с другой, - морем, насовано немыслимое количество строений. С большим интересом я осмотрел музей океанографии, коллекция которых собиралась местными князьями и принцами на протяжении многих лет.

Но куда интереснее исполинских скелетов и изделий из раковин и кораллов, огромный аквариум, куда подаётся морская вода. Там плавают различные диковинные рыбы, в том числе двухметровые мурены, толщиной с моё бедро, довольно большие акулы (но видимо, не хищные) и много всякой разноцветной мелюзги.

Но Монако показалось мне мало, и я отправился в Монте-Карло. Монако-Вилла и Монте-Карло - это такие сиамские близнецы, которые соединены пуповиной - дорогой, проходящей (в целях экономии места) над морем. В Монте-Карло я преследовал давнишнюю цель: решил проверить свою удачу в казино.

Догадывался, что не выиграю, но небольшое количество франков, сэкономленных ранее позволяли мне слегка гульнуть. Поиграть и пусть даже проиграть не где-нибудь, а именно в Монте-Карло казалось мне чертовски красивой затеей. (С лёгкой небрежностью произносишь: «Да было дело, как-то проигрался в казино в Монте-Карло...». И все падают под стол от моей крутизны. Но это так, шуточка. Обычно я предпочитаю не хвастать и … не проигрывать).

В шикарном казино Монако Гранд Отеля сбылась «мечта идиота». Таки-да, проигрался. Но, конечно, копейки. Должен заметить, что все эти однорукие бандиты, рулетки и карты особого впечатления на меня не произвели. Действительно меня увлекла игра на игрушечном ипподроме, где бегали крошечные лошадки с разноцветными наездниками.

Бросаешь пятифранковый жетон и ставишь на лошадь, нажимая на соответствующую кнопку. А дальше всё, как на настоящем ипподроме: несутся лошади, и какая-то приходит к финишу первой. Я играл по соседству с одним стариком. На втором жетоне я угадал и выиграл, но потом постепенно всё продул.

Мой пожилой сосед (кажется, немец) несколько раз ходил с ведёрком к обмену и после моего первого успеха всё подглядывал, на какую лошадку я ставлю. Но, в конце концов, тоже продулся в пух и, разведя руками в стороны, грустно сказал: «Финиш».

Последними номерами моей программы пребывания в Монте-Карло было посещение очень милого японского садика и купание в море. После чего, с чувством до конца исполненного долга, я вернулся в Ниццу.

ИТАЛИЯ

А на следующий день я уже мчался на автобусе по горным дорогам Приморских Альп в Милан. Билет мне удалось купить со скидкой, но этого мне показалось уже мало. Поскольку лежачие места в автобусе пустовали, я решительно залез туда.

Вскоре ко мне подошёл сменный шофёр и сказал, что эти места стоят дороже. Я ему сказал, что, мол, командир, как скажешь, но ведь места-то свободные. В общем, махнул он рукой, и я остался лежать на своей второй полочке.

Дуомо. Источник Яндекс картинки
Дуомо. Источник Яндекс картинки

Город Милан, откровенно говоря, на меня не произвёл большого впечатления, но его знаменитый собор Дуомо, конечно, не может не удивлять. Дуомо меня покорил. Это один из самых больших и красивых католических соборов мира. Построен он был ещё в XV веке.

Если вы когда-нибудь там будете, то не поленитесь забраться на его крышу (по лестнице - дешевле, на лифте - дороже), чтобы лучше оценить мощь и красоту этого величественного храма. Е

щё рекомендую посмотреть Кастелло Сфорческу - чудный замок из красного кирпича с мощными башнями. (И он неслучайно напоминает чем-то наш московский Кремль. Кремль тоже проектировали итальянские зодчие). В Кастелло Сфорческу сейчас находится интересный и очень богатый музей (к тому же бесплатный).

Кастелло Сфорческу. Источник Яндекс картинки
Кастелло Сфорческу. Источник Яндекс картинки

Среди бесчисленных прекрасных картин и скульптур музея моё внимание привлёк старинный бюст … дьявола (точнее модель), сделанный с некоторой выдумкой. Если покрутить приделанную снизу ручку, то страшилище открывало пасть и высовывало язык. Видимо, на неискушенных простых итальянцев подобное зрелище оказывало колоссальный эффект и все они мигом переставали грешить.

9 июля на самом дешёвом поезде (там их несколько видов), в вагоне второго класса я выехал из Милана в Венецию. Решил воспользоваться методом «одной остановки», неоднократно описанным русскими «вольными путешественниками».

Взял я, правда, билет не до следующей станции, а до Вероны (это примерно половина пути). Всё прошло, как по нотам: контролёр запомнил, что билет у меня есть, но не запомнил до какой станции. Я, конечно, в Вероне не вышел, а доехал до венецианского вокзала Сан-Марко.

В Венеции довольно трудно найти подходящее жильё. Там просто толпы туристов. На вокзале в туристическом офисе я взял список хостелов, но почти все они были переполнены туристами или довольно дороги. Был самый дешёвый вариант - жить за городом и приезжать сюда на автобусе или электричке. Но мне это не очень нравилось. Кроме того, поездки на автобусе и электричке тоже стоят недёшево, и экономия будет небольшой.

Мне повезло: на вокзале я познакомился с девушкой Барборой, которая продавала трёхдневный проездной. Купив его вы могли не только разъезжать на катерах сколько влезет, но и иметь скидки в некоторых магазинах и ресторанах. Барбара когда-то немножко изучала русский язык (она даже предложила величать себя Варварой), мы разговорились, и она любезно избавила меня от хождений по хостелам.

Сделав несколько звонков, довольно быстро она отыскала место, где я мог бы сносно существовать за скромную плату. Так я оказался в общежитии католического университета (общежитие на период каникул сдаёт комнаты туристам. Условия, в которых живут студенты, просто отличные).

Дворец Дожей. Источник Яндекс картинки
Дворец Дожей. Источник Яндекс картинки

В этом общежитии мне довелось пообщался с премилыми бабушками-монахинями (сестрой Эстер и сестрой Альбой), которые осуществляют функции администраторов. Самое забавное, что я практически ничего не понимал по-итальянски, а они ни слова не знали, ни по-русски, ни по-английски.

Тем не менее, общий язык мы нашли (правда, иногда приходилось объясняться с помощью рисунков) и, как мне показалось, остались друг другом весьма довольны. Они читали Достоевского и когда я объяснил, что Омск – это город, где Фёдор Михайлович сидел в остроге, они были слегка потрясены. И, видимо, прониклись ко мне некоторым сочувствием.

Венеция не может оставить человека равнодушным, хотя, признаюсь, мои представления об этом городе оказались несколько красочнее, чем реальность. (Поразительно, но только спустя какое-то время, уже став воспоминанием,

Венеция снова стала особенно прекрасной). Я бродил по узким улочкам, осматривал достопримечательности и вспоминал всё, что я знаю об истории этой поразительной республики, бывшей когда-то весьма влиятельной державой Средиземноморья.

Главные туристические достопримечательности (Сан Марко, Дворец Дожей) я, конечно, посетил. Они произвели на меня сильное впечатление: и златокупольный собор, где находится усыпальница евангелиста Марка и великолепный дворец потрясающе красивы. Но, пожалуй, не менее интересными были поездки на остров Лидо (там находится чудный пляж), и особенно на острова Мурано и Бурано.

Мурано. Источник Яндекс картинки
Мурано. Источник Яндекс картинки

Поселения на этих небольших островах возникли некогда как места спасения жителей распадавшейся римской империи от варваров и разбойников. Сейчас же они привлекают туристов необычными работами местных мастеров. Мурано известен как центр производства высокохудожественных изделий из стекла, а Бурано славится тончайшими кружевами, которые даже меня (далёкого от подобных вещей человека) не оставили равнодушным.

Да, и в самом деле: как устоять перед красотой и высочайшим мастерством. Вы видели когда-нибудь лукавого стеклянного кота, у которого в животе плавает маленькая красная рыбка. А икону Богородицы, сделанную из кружев Вам случайно видеть не доводилось? Если нет, то обязательно побывайте на этих замечательных островах.

АВСТРИЯ

11 июля ночным поездом выехал из Венеции в Вену. Решил повторить итальянский номер и взял билет на половину пути (до первой крупной австрийской станции - Клагенфурт). Не учёл я единственной вещи, что на границе поменяется контролёр (вместо итальянца пришёл австрияк). Он стал проверять билеты сразу после Клагенфурта и сразу обратил внимание, что станцию свою я проехал.

Пришлось сделать вид, что проспал и сильно расстроился. Он мне простодушно объяснил, что нужно выйти и проехать одну станцию назад. Я безутешно кивал. Когда он ушёл, я по-тихому перебрался в другой вагон (2-й класс, но с лежачими местами). В таких вагонах есть собственный проводник и туда контролёры ночью не ходят.

Проводник безмятежно спал, а я быстренько нашёл свободное местечко в одном из купе и продремал там до Вены. Когда проезжали Альпы, было довольно прохладно, но я не решился лезть за пледом, чтобы не разбудить пассажиров купе.

Собор Святого Стефана Вена. Источник Яндекс картинки
Собор Святого Стефана Вена. Источник Яндекс картинки

В Вене был сутки. Опять устроился в хостел. С утра меня немного тянуло в сон: всё-таки сказывалась плохо проведённая ночь и общая усталость. Когда почувствовал, что уже совсем клюю носом, лёг на скамейку и полчасика подремал под удивлёнными взглядами прохожих. Вообще, в Вене народ какой-то пугливый: шарахаются даже когда спрашиваешь, как куда-нибудь пройти. (А может у меня уже вид к концу путешествия стал измотанным).

Посмотрел там кучу всяких церквей и музеев (вот уж действительно, где их навалом, так это в Вене). Музеи средневекового оружия, старинных музыкальных инструментов и коллекция эфесских древностей находятся под одной крышей во дворце Новый Хофбург.

Ещё я посетил этнографический музей и знаменитый Кюнстисторишемузеум (попробуй, выговори!) - одно из крупнейших собраний живописи и скульптуры. Габсбурги напокупали и наворовали действительно огромную коллекцию. Особенно много шедевров голландских мастеров. (Как уже говорилось, с некоторых пор я стал почитателем великих голландцев. Всё-таки хождение по лучшим музеям мира не проходит бесследно).

ВЕНГРИЯ

В Вене я понял, что уже порядочно устал и хочу домой. Впечатлений было с избытком, а деньги катастрофически таяли. Дождливая погода навевала дополнительную тоску. Тем не менее, я решился заехать в Будапешт, хотя первоначально планировал возвращение через Братиславу. Не раз уже я слышал восторженные отклики о Будапеште и захотел посмотреть этот город своими глазами. Ещё один довод, который определил данный маршрут: Венгрия планировала ввести визовый режим и тогда бесплатно заехать сюда было бы довольно сложно.

Автобусов из Вены на Будапешт не было и мне пришлось вновь стать пассажиром поезда. В этот раз я взял билет до станции назначения (но оказалось, что это не избавило меня от сюрпризов). Когда австрийские погранцы поставили мне выездной штамп, я испытал чувство лёгкой грусти. Я покидал Шенген. Кто знает: доведётся ли мне ещё когда-нибудь приехать в зарубежную Европу? Не скажу, что мне здесь дико понравилось, но было всё ж таки интересно…

Впрочем, грустить мне пришлось недолго. Вскоре в вагон зашли венгерские пограничники, и началась проверка паспортов. Подал паспорт и я, но девушка, быстренько его пролистав, спросила визу. Я удивился и сказал, что с Венгрией у России пока безвизовый режим (буквально накануне поездки я об этом читал в «Иностранце»). Но она вновь потребовала визу, и это же подтвердил её напарник.

Мой паспорт и билет перекочевали в сумку пограничников, а мне было предложено проследовать за ними. Так мы и шли через весь поезд, постепенно собирая безвизовых и беспаспортных пассажиров.

Во время остановки в Гёре нас всех высадили и повели к «шефу», который важно прогуливался по перрону среди подобострастных подчинённых. И тут я вспомнил о международной преподавательской карточке. Всё-таки выглядела она солидно и, кроме того, давала обо мне более полное представление, чем паспорт. Когда меня подвели к начальнику, я её продемонстрировал и объяснил, что Венгрию лишь пересекаю транзитом. «Шеф» посмотрел на карточку, пожевал губами и, полистав мой паспорт, тиснул въездной штамп.

Правда, поставил его в середину паспорта, наказав меня таким образом (чтобы паспорт быстрее закончился). Но это была уже мелочь. На прощанье он сказал мне то, что должен был сказать: «Мистер, ноу Будапешт, транзит-транзит». И я, как и положено, тоже весьма убедительно ему покивал, но, по-моему, мы оба знали, что в Будапеште я всё-таки чуть-чуть задержусь…

На подъезде к венгерской столице по вагонам стали ходить молодые люди и приглашать останавливаться в хостелах и гостиницах. Одно из предложений показалось мне интересным. На вокзале нас (клюнувших на рекламу) встретили и бесплатно развезли. Мой хостел назывался «Марко Поло» и был довольно комфортабельным. Хотя в комнате (я выбрал самый дешёвый вариант - «дормиторий») было аж 24 кровати, но фактически они были расположены так, что каждая двухэтажная кровать находилась как бы в небольшой секции, отделённой занавеской. У каждого проживающего был свой шкафчик с ключом. В общем, живал я и в более унылых местах.

Будапешт. Источник Яндекс картинки
Будапешт. Источник Яндекс картинки

В Будапеште я провёл сутки. Они вместили в себя катание на катере по Дунаю с рассказом о достопримечательностях города (выбираешь в наушнике тот язык, который тебе нужен), прогулки по улочкам Буды (там масса интересного), посещение парка и художественного музея, осмотр памятников. Могу подтвердить, что Будапешт действительно красив, и погулять здесь весьма занятно.

14 июля я выехал из столицы Венгрии. Автобусов в направлении Украины не было и в очередной раз пришлось ехать поездом. Чтобы проезд был более дешёвым, билет я взял не до Москвы, а до пограничной станции (Захонь). Оттуда перебрался в Чоп (уже почти ночью) и сразу почувствовал, что я почти дома. Огромную толпу приехавших людей загнали в небольшое помещение и украинский пограничник (один единственный!), не торопясь, пропускал по одному человеку.

УКРАИНА

В Чопе я неожиданно узнал, что с билетами большие напряги. Но пока будапештскому поезду меняли колёса на российский стандарт, я смог взять билет (уже за гривны) в вагон СВ (других вариантов не было), следовавший до Киева. Первоначально в столице Украины я останавливаться не планировал, но обстоятельства вынудили. 15.07 вечером я был в объятьях «матери городов русских», ставшей в последние годы нежданно-негаданно чуть ли не столицей русофобии.

Решил повидать своих дальних родственников, но их не оказалось дома. Тогда нахально без звонка заявился к очень старым знакомым, с которыми мы поддерживали переписку, но не виделись много лет. Удивились позднему гостю, конечно, но, когда меня признали, обрадовались и приняли хорошо. Жаловались мне на нищету и западно-украинских националистов, которые теперь делают погоду везде, особенно в СМИ.

Киево-Печерскую лавра. Источник Яндекс картинки
Киево-Печерскую лавра. Источник Яндекс картинки

В Киеве почувствовал, как сильно изменился город. Раньше я его очень любил. Последний раз был здесь в 1984 г. и теперь просто не узнал. Всюду (даже в каких-то мелочах) ощущались запустение, уныние и местечковость. Объявление в метро: «Сановны пассажиры, не повышайте ваши речи». Вы поняли, что это такое? Догадайтесь с трёх раз. Для недогадливых: «не забывайте ваши вещи».

На следующий день поехал на вокзал и, к некоторому своему удивлению, довольно легко купил билет до Москвы. В оставшееся до поезда несколько часов сходил в Киево-Печерскую лавру (забирался там на 96-метровую колокольню, фотографировал и любовался видом города). Посетил, конечно, и Святую Софию.

Но, в целом, повторюсь, впечатление от посещения Киева было тяжёлым. Казалось, что город болен и понемногу вымирает. На улицах было мало машин (не сразу до меня дошло, что бензин на Украине многим не по карману). На Крещатике в этот день было вообще запрещено движение автомобилей, и это ещё более усиливало моё невесёлое впечатление.

ФИНИШ

До первопрестольной добирался на верхней боковой полке, но это мне не было в тягость. «Сегодня я к тебе вернусь, моя неласковая Русь», - мурлыкал я на своей полочке и вспоминал города и страны, где побывал. Приезд в Москву означал, что моё большое кольцо путешествия замкнулось. С Киевского вокзала перебрался на Ярославский. Уехать в те дни из Москвы было весьма сложно, но мне опять повезло: выкинули билеты на читинский поезд, и я уехал буквально через 30 минут после покупки билета.

19 июля я доехал до своего славного Омска, оставив позади по моим подсчётам более 12,7 тысяч километров. Оказалось, что это примерно равно диаметру планеты Земля. И всё это примерно за 800 долларов. Снова и снова проплывали у меня перед глазами Варшава, Познань, Берлин, Амстердам, Лейден, Роттердам, Брюссель, Париж, Ницца, Монако, Милан, Венеция, Вена, Будапешт и Киев. (Даже не могу представить, во сколько бы мне обошлось подобное путешествие через турагенство).

Кого я только не встретил за время своего путешествия. Обо всём и не напишешь. Ведь Европе полно представителей всех стран и народов. Соотечественников в хостелах не наблюдалось, но русскую речь можно нередко услышать и в Париже, и в Ницце, и в Венеции.

Я рад, что съездил и посмотрел своими глазами Европу по собственному графику. И, между прочим, доказал себе, что вполне самостоятельный человек, который может организовать подобное путешествие без посредников. Знакомство с Европой избавило от многих иллюзий, дало возможность ещё раз оценить свою родную сторонку.

Не исключено, что я ещё когда-нибудь снова решусь на подобное путешествие, но уже по другим городам и весям. Должен сказать, что такое путешествие не всем подойдёт. Для начала неплохо бы хоть в минимальных пределах уметь говорить по-английски (в ряде стран подойдёт и немецкий). Не стоит ехать, если вы не обладаете некоторой суммой денег. Количество их зависит от продолжительности Вашего путешествия во времени и пространстве. Чем меньше вы подготовлены, тем больше должна быть эта сумма.

Не советовал бы пускаться в такого рода поездки людям с очень слабым здоровьем, а также одиноким девушкам (особенно в Южную Европу и уж тем более в Азию). Всё-таки риск должен быть просчитан и всегда должны иметься запасные варианты. Но если Вы не боитесь трудностей и приключений, хотите посмотреть мир именно так, как Вам самим захочется, наконец, если Вы желаете путешествовать экономно то, может быть, Вам стоит последовать моему примеру? Во всяком случае, желаю Вам удачи.

2000, Омск

P.S. Всё хорошо в своё время.Такие дальние вольные путешествия я больше уже не предпринимал, но был доволен, что в моей жизни такое было. Приключений хватило, да и на Запад больше долго не тянуло долго. 

P.P.S. Чтобы  читатель более правильно оценить ситуацию  с моим путешествием, напомню, что в тот момент у меня не было ни мобильного телефона, ни интернета (даже дома, не говоря уже о мобильном). Никакого бронирования, конечно, не было. Россия только что выходила из тяжелейших  "лихих 90-х" и в материальном отношении положение преподавателей было довольно сложное.

Первая публикация: https://www.chitalnya.ru/work/1180978/

=======================================

Спасибо за прочтение! Если понравилось, пожалуйста, поставьте "лайк" 👍 , комментируйте, делайте ссылки в соцсетях и подписывайтесь на канал Сергей Сизов (Омск)

======================================

Сведения об авторе. Помощь на развитие канала

-15