Найти тему
Людмила Ш

Кто был прототипом профессора Преображенского или "похабная квартирка"

В произведениях Булгакова много персонажей имеют своих прототипов. Они есть даже у тех, чью деятельность невозможно представить в реальной жизни. Профессор Преображенский в "Собачьем сердце" имеет именно го такого своего реального протитипа. Самое удивительное, что у него была мировая известность, его называли гением, человеком, подарившим людям вторую молодость, а потом объявили шарлатаном и виновником эпидемии СПИДа.

Речь идёт о Самиуле Воронове. Он родился в Тамбовской губернии и с детства проявлял интерес к медицинским наукам, мечтая о славе и богатстве. Но понимая, что в России, где евреев не жаловали, славы ему не добиться, в 18 лет эмигрирует во Францию. Там он учится на медицинском факультете и получает французский паспорт. Уже во время учёбы его заметили и пригласили работать в качестве ассистента в лабораторию Шарля Броун-Секара, который делал людям подкожные вспрыскивания водного раствора свежих яичек морских свинок и собак.

Вечная молодость - вот о чем думал Воронов. Как дать человеку эликсир бессмертия?

После окончания университета его приглашают стать личным лечащим врачом вице-султана Египта. Во дворце у султана Воронов много наблюдал за евнухами и заметил, что после кастрации в молодом возрасте они становятся вялыми, болезненными, страдают ожирением и вообще быстро стареют. Тогда у него возникла мысль трансплантировать клетки животных людям с целью их омоложения. То, чем он занимался в студенчестве, имело верное направление, надо было только дооформить эту мысль.

В 1910 году контракт молодого врача закончился, и он вернулся во Францию, где начал свои эксперименты. Первые работы были связаны с трансплантацией щитовидной железы людям с больной щитовидкой. И уже скоро газеты кричали о сенсации. 14-летний мальчик - идиот, который показывал все признаки слабоумия, после прививки зобной железы обезьяны стал проявлять умственные способности, любознательность, вообще интерес к жизни.

-2

Но гораздо больше людей интересовали его опыты с яичниками. Он брал органы молодых и подсаживал их к старым, в результате чего старые быки и бараны резко молодели и проявляли сексуальную активность. И вот 12 июня 1920 года произошёл первый опыт над человеком, который был очень даже удачным. Свои эксперименты Воронов продолжал ещё три года, прежде чем решил представить коллегам на международном хирургическом конгрессе в Лондоне. Это был триумф Самуила Абрамовича. Его открытие назвали историческим, а к нему выстроились огромная очередь из сильных мира сего, желающих продлить молодость. Выпущенная им в 1925 году книга "Омоложение прививанием" стала руководством к пользованию для многих медиков во всем мире.

Так как людей, желающих отдать свой материал не находилось, в качестве подопытных были взяты обезьяны. Воронов создал у себя целый обезьяний питомник для этих целей. Модным сувениром того времени была пепельница с телом обезьяны, прикрывающей свои причинные места и надписью: "Нет, Воронофф, меня не возьмёшь".

-3

Вскоре от мужчин Воронов перешёл к женщинам и стал пересаживать им обезьяньи яичники. Главная цель, которую преследовал врач, - это омоложение, а ещё дальше - найти путь к бессмертию, а сексуальная активность - это побочный эффект.

Но вскоре первые пациенты стали умирать, причём не от операций, а от преклонного возраста. Никакого омоложения не произошло,а прилив сексуальных сил продолжался очень даже недолго. И теперь те, кто ещё недавно называл его творцом, стали называть шарлатаном и знахарем. Под давлением общественности Воронову пришлось свернуть свою деятельность и уехать в Швейцарию, где он стал жить в свое удовольствие, ведь у тому времени он был коллосально богат. Умер Воронов там же, в Швейцарии, в 1951 году.

А спустя сорок лет, в 90-годы вокруг его имени разгорелись жаркие споры. Одни называли его человеком, опередившим время, другие - источником появления СПИДа, так как своими пересадками он выпустил джина из бутылки.

Кто бы он ни был - шарлатаном или безумным учёным - в литературу он вошёл под именем профессора Филиппа Филипповича Преображенского.