Сегодня приятно вспоминать это событие, и произошло оно 1 июня 1985 года, то есть чуть больше 35 лет назад - на свет появился первый сольный альбом Стинга (Sting). Интересно, что диск вышел за несколько недель до того, как артист стал одним из участников – уже без группы The Police - глобального музыкального мероприятия под названием Live Aid 13 июля 1985 года.
Долгожданный момент настал – альбом под необычным названием “The Dream Of The Blue Turtles” («Сон про синих черепах») поступил в продажу. В эксклюзивном недавнем интервью ресурсу uDiscover Music Стинг вспоминает об альбоме, который аккумулирует много счастливых моментов. Давайте их тоже вспомним.
Всё, что касается участия Стинга в английском трио The Police, мы сегодня рассматривать детально не будем – это тема для отдельного разговора, да и не на один день. Примем за аксиому тот факт, что Стинг за «полисовские» годы стал мировой суперзвездой, а группа могла похвалиться многомиллионными продажами на протяжении всех пяти альбомов - с 1978 по 1983 год.
Никаких проектов вне группы артист за эти годы не предпринимал. Единственным сольным релизом Стинга был ностальгический сингл «Spread A Little Happiness»: кавер на композицию 1929 года авторства Вивиан Эллис (Vivian Ellis) и Клиффорда Грея (Clifford Grey). Песня шла на заключительных титрах фильма Денниса Поттера (Dennis Potter) “Brimstone And Treacle”, в котором Стинг снялся в качестве актёра.
Вот клип с нарезкой из этого фильма.
В 1983 году The Police записали альбом, который оказался последним в их дискографии – “Synchronicity”. Запись проходила в студии на экзотическом острове Монтсеррат (не могу удержаться, чтобы не поместить фото монсерратской почтовой марки – заодно вспомните, где расположен этот остров).
Затем у группы был гастрольный тур по альбому, когда они выступили более чем с сотней концертов на трех континентах. Это происходило в период с июля по март 1984 года. Неизбежная напряжённость, которая возникла во время тура, поставила под вопрос запись следующего альбома, намеченную на 1986 год.
В любом случае, после окончания мирового Synchronicity Tour, Стинг, Энди Саммерс (Andy Summers) и Стюарт Коупленд (Stewart Copeland) решили разбежаться на неопределённое время. Стинг использовал его, чтобы воплотить свою давнишнюю мечту - собрать группу, которая бы соответствовала масштабам его новых музыкальных амбиций.
«Я встретил Брэнфорда Марсалиса (Branford Marsalis)», - рассказывает он о зарождении группы в январе 1985 года, - «и мы оба зажглись как свечки, когда начали говорить о музыке. Я сказал, что заинтересован в создании группы. Я не уточнил, какой она будет, но было очевидно, что люди, которых он знал, были из джазового мира, и они были мне интересны более всего. Речь шла о музыкантах, игравших в Weather Report, Miles Davis Quartet и так далее. Кстати, сам Брэнфорд играл с Art Blakey. Первым человеком, на которого он обратил мое внимание, был Kenny Kirkland - удивительный пианист».
«Как только он сел за инструмент и начал играть, - говорит Стинг про Кенни, - «я сразу понял, что он должен быть в группе. И так было почти со всеми музыкантами, кого привел Брэнфорд. Они все были очень высокого уровня, но, при этом, из поколения, которое воспитывалось в том числе и на рок-музыке. Так что они не только джаз хорошо чувствовали».
На самом деле Стинг ни в коем случае не планировал покидать свою рок-аудиторию. «Эти музыканты хорошо понимали «откуда я родом», так что идея была не в том, чтобы «уйти в джаз». Возможно, какое-то джазовое чувство в музыке было, но оно было не превалирующим».
Сессии звукозаписи альбома “The Dream Of The Blue Turtles” начались в марте, в уютной обстановке студии Blue Wave на Барбадосе. Название альбома было вдохновлено необычным сном, который Стинг увидел в свою первую ночь на острове – легенда это или нет, не знаю, но название альбома получилось необычным.
Продюсировал альбом сам Стинг совместно с Питом Смитом (Pete Smith). «Очень сложно определить, что такое продюсер и кто он такой», - смеётся Стинг, - «и я думаю, что правильно сказать, что он - ограничитель артиста. Некоторые продюсеры умеют делать всё: они аранжируют музыку, записывают её. Они даже иногда сами пишут музыку. Они даже могут петь! Что касается Пита, то он был в первую очередь отличным инженером и создавал очень хорошую атмосферу в студии».
Среди других участников сессий на Барбадосе были будущий басист Rolling Stones Дэррил Джонс (Darryl Jones) и знаменитый барабанщик Омар Хаким (Omar Hakim). «Вся группа работала весело и продуктивно, атмосфера была замечательной», - говорит Стинг. - «Мы хорошо ладили между собой. И Пит был с нами на одной волне, поддерживал настроение у всех. Музыка - это хорошо, но мне было особенно приятно, что группа была счастлива, работая со мной. Это был для меня прекрасный опыт».
Первым синглом с альбома стала оптимистичная песня ““If You Love Somebody Set Them Free” («Если ты любишь кого-то, дай ему свободу»), которая вошла в тройку Billboard Hot 100 и возглавила также мейнстрим-чарт журнала. Стинг по этому поводу пошутил: «Песня стала неким антидотом песни “Every Breath You Take” – появилась возможность переключиться».
«Я не думаю, что идея любить кого-то и при этом давать человеку свободу является особенно оригинальной», - говорит Стинг. - «Тем не менее, речь идет о любви в более широком смысле. Любовь – это не недвижимость, которой вы владеете, и которую окружаете забором, чтобы ежесекундно контролировать. А ведь именно так зачастую строятся отношения между людьми. Я не уверен, что сам достаточно смел, чтобы действительно поверить в то, что любить – это давать свободу кому-то. Но песня помогает задуматься над этим».
Действительно, тут есть над чем задуматься…
На альбоме было несколько классных лирических тем. Одна из них - “Russians” («Русские»), - объединила интересный текст с необычной мелодикой. Да ещё и с вкраплениями музыки Сергея Прокофьева. «Я воспитывался как бы в тени холодной войны в 50-60-е годы, когда над нами всеми висела угроза ядерного уничтожения», - объясняет Стинг текстовой посыл песни. - «Очевидно, у любого человека из моего поколения есть понимание того, что тогда происходило. Плюс к этому президент Рейган как-то высказался, что русские - империя зла, что они – как бы это сказать, - не вполне люди. Отсюда и возник текст песни. И я действительно хотел докопаться до сути. Моя мысль - все мы люди, независимо от того, какая идеология у нас и какой флаг развевается в данный момент над нашими головами. У всех нас одинаковые страхи, одинаковые тревоги и надежды на мир».
Как я уже говорил, Стинг решил усилить песню темой из Прокофьева. «Это была моя любимая музыка на протяжении многих лет. Это тема любви из «Поручика Киже»: сюита, которую, как мне кажется, Прокофьев написал в 20-30-х годах. Мне всегда нравилась эта мелодия: мне казалось, что она очень точно передаёт размах России, её романтику».
Была на альбоме и песня “We Work On A Black Seam”. «Я родом с северо-востока Англии, и угольные шахты расположены очень близко от того места, где я жил», - говорит Стинг. - «В моем городе Уолсенд, в Нортумберленде было два варианта работы – либо на угольной шахте на одном конце города, либо на верфи на другом. Именно поэтому я всегда чувствовал близость к проблемам рабочего класса и к тому, что случилось с угольной промышленностью в годы правления Маргарет Тэтчер. Так что я не мог не задумываться об этом».
В альбоме также содержалась прямая ссылка на «полисовское» прошлое Стинга - и он никогда от этого прошлого не открещивался.
В связи с этим он решил сделать новую версию песни “The Shadows In The Rain” с альбома The Police “Zenyatta Mondatta”. Песня по словам Стинга «созрела чтобы быть переделанной».
«Это моя песня", - говорит исполнитель, - "и то, что я решил что-то интерпретировать заново, в этом нет ничего особенного, так и делают все джазовые музыканты. Если вы присмотритесь повнимательней, то джазовый репертуар - это часто переосмысление старых тем: и каждый раз они записываются заново. Я не считаю свои песни музейными экспонатами или святыми реликвиями. Они существуют для использования. Они должны адаптироваться к новым условиям, в них тогда можно вдохнуть жизнь».
Так называемый «уровень ожидания» альбома у публики был огромным. Стинг так рассказывал про это изданию NME: «В звукозаписывающей компании было столько же волнения, как и при выходе альбомов The Police. Время было просто захватывающее, воздух был наэлектризован».
Пластинка была встречена «на ура» как поклонниками, так и СМИ – причём во всём мире. Австралийская газета The Sydney Morning Herald назвала её «ещё одним замечательным альбомом талантливого автора». Американский Billboard посчитал альбом «возможно, самым ожидаемым релизом лета, и ожидание того стоило: сольная коллекция вокалиста и бас-гитариста The Police включает 10 шедевров, и это песни не для одноразового прослушивания».
Песни “Fortress Around Your Heart” («Крепость вокруг твоего сердца») и “If You Love Somebody Set Him Free” вошли в первую десятку, а “Love Is The Seventh Wave” («Любовь - седьмая волна») и “Russians” («Русские») - в топ-20 синглов.
«”Fortress” была написана прямо в студии на Барбадосе. Я играл последовательность аккордов на гитаре – такие были немного странноватые модальные аккорды», - вспоминает Стинг. - «Они звучали по ощущению как средневековые, поэтому я начал думать о средневековых крепостях, замках, армиях, их осаждающих, и мне пришла в голову мысль, что это хорошая метафора для любви, которая пошла не так. Армии сражаются друг с другом, отношения разрушаются и переходят от плохого к худшему – это похоже на поговорку: то, что начиналось как любовь, часто заканчивается войной».
Также есть на альбоме песня, которая особенно понравилась у нас, в России – а точнее сказать, в СССР. Это песня “Moon Over Bourbon Street”, пятый по счёту сингл с альбома. Эффектный минимализм этой песни просто поразил публику. Хорошо помню, как её с восторгом обсуждали все музыканты – независимо от жанров и музыкальных пристрастий.
Альбом подошел совсем близко к тому, чтобы возглавить чарты США, проведя не менее шести недель под номером 2 (на первое место "не пустили" Marillion и Bruce Springsteen). Всё равно он стал сначала золотым, а потом и платиновым к концу августа. Он удвоил платину в следующем феврале и утроил её к 1994 году. В Великобритании платинового статуса пластинка достигла в 1992 году.
Группа Стинга играла вживую не только перед выпуском альбома, но и перед его записью, с серией выступлений в Ritz в Нью-Йорке в феврале 1985 года. Сам Blue Turtles Tour начался в августе с обширной поездки по США. Затем прошёл европейский этап тура - он продолжался до Рождества. Даты в Великобритании пришлись на январь и начало февраля, потом были дополнительные европейские концерты. Следом шла Австралия и, наконец, еще несколько дополнительных европейских дат. Ноябрьский фильм 1985 года «Bring On The Night» даёт документальный отчёт об этом туре. Ну а в итоге Стинг получил за него премию «Грэмми» в формате Long Form.
«Играть на сцене было весело – группа звучала просто фантастически. Если вы видели наши выступления, то вы поймёте меня. Первый концерт, который мы дали, был в Париже. Мы арендовали театр «Могадор» на неделю, и там репетировали новый материал. На той же неделе родился один из моих сыновей, Джейк, так что всё невероятно врезалось в память», - вспоминает Стинг. - «Это было просто отличное время. К сожалению, мы потеряли Кенни Киркланда несколько лет назад - RIP Kenny. Но Брэнфорд и я - мы по-прежнему друзья, иногда общаемся. У всех нас остались самые теплые воспоминания о тех временах».
Да, времена были отличные – и альбом тоже!