После нас хоть потоп.
Прочесывая фотоархивы, наткнулся на еще одну маленькую ядерную бомбу, взорвавшуюся в центре Азии.
Вспоминайте, каждую зиму нет-нет, а в не очень официальных сми пролетает новость о черном небе над Красноярском. Там начинают рассуждать о промышленности, автомобилях и прочей ереси. А причина плавает на поверхности словно плохо переваренные брокколи.
Тот, кто приезжал в Кызыл посреди зимы со стороны большой России легко разгадает эту задачку.
Тувинский уголь – самый чер.., а сейчас можно еще писать «черный»? Самый афро-уголь Сибири короче. Не только Тувинский, конечно, но все же.
Так уж вышло, что хоть что-то производящая, помимо сырья, промышленность, в республике о самом сердце Азии не приживается. Причин много, но боюсь кого обидеть и потому промолчу.
Дак вот, к делу. Несмотря на минимальное количество транспорта и отсутствие промышленности зимой Кызыл накрывается черным облачком и причина одна – уголь, точнее, продукты его горения.
Ибо про газ там никто даже и думать не смеет, так что единственный способ согреться в условиях порой на месяц -40 - сжигать чертовски твердое топливо. В результате сажа, копоть и рак легких, но кого это беспокоит? Кстати, в город всегда везут самый дешевый уголь, хотя на соседнем месторождении добывают его высококачественного брата, с гораздо лучшими характеристиками, но его выгоднее продавать налево.
Как, по-вашему, добывают этот уголь? Шахтеры в шахтах, шахты потом заботливо консервируют, тем самым извлекая ресурсы и сберегая родную природу? К черту, есть способ повеселей. Взорвать к чертям огромный кусок степи и максимально варварски начать его выгребать и растаскивать, попутно засирая все вокруг угольной пылью.
Еще один интересный факт – в Туве нет железной дороги и судоходных рек (спасибо Саяно-Шушенской ГЭС), а есть федеральная автомобильная трасса, по которой (трудно себе представить) таскают этот уголь в промышленным масштабах. В результате – разбитая дорога, которую надо постоянно чинить (раз копеечка), уголь все же кочует к большой земле (два копеечка).