Евреи-грузины пришли в осетинскую Мцхету -Маскут-Массагету,столицу Арийской Карт Алании(т.н.грузии впоследствии) и Албании просить убежище у Аланов.
"Картлис Цховреба"..Леонтий Мровели, «Жизнь картлийских царей», XI век : «И были в Картли, смешаны все эти племена и говорили здесь на шести языках: армянском,хазарском(аланском), сирийском, еврейском и греческом. Языки эти знали все цари картлийские, все мужи и женщины.» “В того, в то же время пришли евреи, бежавшие от Навуходоносора, захватившего Иерусалим. Они просили место для поклонения у правителя Мцхет-Масхата...этот же период в страну Иверия пришли группы беженцев, состоящие из греков, сирийцев и хазар, которые подвергались притеснениям со стороны своих врагов. [Иверия]Страна ариев-иверов) приняла их [10] в помощь себе против персов. .. .дали им [район] на реке Араг под названием Занав, который теперь называется Ксерк. До этого момента языком Иверии был армянский(арийский-аланский). Но с того времени, под влиянием народов, осевших среди них, [иверы] начали меняться, началось смешение языков и народов, что привело в итоге к тому, что в настоящее время называем Грузинским языком и народом... ........ Впоследствии они избрали религию и образ жизни более нескромный и неприличный, чем для всех людей близлежащих регионов. В браке, к примеру, они не делали никаких различий между [кровными и некровными] узами; ели всякую живность - рептилий, насекомых,своих мёртвых и падаль; и у них не было могил по причине тупоедства. [11].
РАСШИФРОВАНА РУНИКА ХАЗАРИИ И АВАРСКОГО КАГАНАТА.
Из статьи, опубликованной на сайте Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН (ЦИЦАК ИВ РАН):
«2 ноября 2015 года в Центре изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН состоялся очередной Хазарский семинар, где было заслушано выступление доктора филологических наук О. А. Мудрака «Язык и тексты восточно-европейской руники». В ходе выступления были продемонстрированы прорисовки текстов, их переводы, этимологии слов, объяснение грамматики. Кроме того был дан список знаков со звучанием и параллелями в секельском письме.
Расшифрована руника Хазарии и Аварского каганата.
Основные выводы выступления:
Восточноевропейская руника была распространена на территории, соответствующей границам Хазарского и Аварского каганатов. Она встречается на легендах монет, деловом письме и при чеканке надписей для высшего сословия.
Наименование Хазар использовалось в качестве названия государственного объединения и как сопряженный с человеком термин, который может быть как этническим, так и социальным.
В основной массе памятников язык руники является аланским (осетинским) с ярко выраженными чертами «дигорского» диалекта, наблюдаемыми как в фонетике и грамматике, так и в лексике.
Данная письменность использовалась и для нахского языка (где в то время начинался распад общего единства), т.е. носители этого языка по статусу также владели грамотой. Это первый опыт письменности для современных чеченского и ингушского языков.
Грамотой владели представители высшего сословия, воинского сословия, мастеровые и даже женщины.
По всей видимости, этот язык являлся языком делопроизводства на территории Хазарского и Аварского каганатов.
Неизвестен основной носитель для записи этой письменностью в бытовых условиях, не исключено, что это была береста.
Целесообразно использовать наименование «хазарская руника» для территорий бывшего хазарского каганата и «паннонский извод» для аланской (осетинской) руники в Придунавье и Трансильвании.
Дальнейшие исследования позволят уточнить границы ареала использования данного письма, выявить и проследить различные школы и центры обучения вариантам письма. В иранской языковой группе обнаружен еще один старописьменный язык. На семинаре присутствовали ведущие специалисты по данной тематике».
Ещё одно свидетельство что хазары-скифы.
Для подтверждения такого толкования этого имени А. Н. Генко довольно убедительно, как нам кажется, приводит рассказ Леонтия Мровели о том, что когда «хазары» (скифы) совершили свой победоносный поход в Закавказье, то их царь отдал своему сыну землю, долю Кавкаса, к западу от реки Ломеки (Терека) до западной оконечности гор. Леонтий Мровели сообщает далее:
«...и поселился (там) Уобос и потомки его суть осетины и стала Осетией доля Кавказа. А. Дурдзук... пошел и расположился в расселине скалы назвал ее по имени своему Дурдзукией».