"Лучше сломаться, чем склониться"
Несломленная уже почти 1000 лет возвышается городская стена Авилы посреди кастильского плоскогорья.
В окружении суровой природы город кажется неприступным, всегда готовым к обороне и борьбе.
Камни, повсюду камни... Стены метровой толщины - каменный памятник реконкисте, памятник христианству, которое не признавало в этих местах ни евреев, ни мавров.
Но главная роль в истории Авилы принадлежит двум женщинам: Королева Изабелла Кастильская Католическая именно здесь зажигает первые костры инквизиции и святая Тереза, которая учит терпимости и любви.
Испанская нация, взращенная на нерушимой верности католической церкви - именно в Авило начинается возвращение мавританской Испании к христианству.
Воздвигнув за 10 лет крепость из серого гранита силами побежденных мавров, Испания получила одно из мощнейших укреплений Средневековой Европы. 88 башен и 9 ворот окружили весь город.
Как символ победы над неверными был построен собор Сан-Сальвадор, древнейшая готическая церковь Испании, где ренессанс и барокко также оставили свои следы. Французские архитекторы и фламандские художники участвовали в создании храма.
В средневековой Испании каждый христианин был обязан знать наизусть по меньшей мере 4 молитвы и все 10 заповедей.
Но читать Библию запрещалось - ее толкование было привилегией священников.
Летом, когда солнце в Толедо палит нещадно, королевский двор любил переезжать в Авилу, в прохладные сады монастыря Сан-Томас.
Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский проводили здесь жаркие летние месяцы.
Доминиканский монастырь Сан-Томас они построили на деньги изгнанных евреев.
До сей поры Испания была окраиной христианского мира и теперь католические властители стремятся к господствующему положению своей страны в Европе.
Завоевав Гранаду, Испания продолжает самоутверждаться, активно проповедуя католицизм.
Фердинанд и Изабелла укрепляют будущую великую державу политически и религиозно с помощью закона о чистоте крови, обрекающего всех неверных.
Сначала мавры, а затем евреи должны покинуть страну. Тот, кто не хочет покидать родину, обязан креститься.
За свою рьяную приверженность к католицизму Фердинанд и Изабелла получают в награду от Папы Римского почетный титул Католических королей.
В тиши монастырских стен Католические короли измышляют кошмарный инструмент для обеспечения своей светской и церковной власти - инквизицию.
Изабелла назначает своего духовника, мрачного фанатика Томаса де Торквемаду первым Великим Инквизитором. Его резиденцией стал монастырь Сан-Томас.
Сострадание Торквемада считает искушением, которое христианин должен преодолеть.
Обращенные, которых обвиняют в тайном исполнении иудейский ритуалов становятся его первыми жертвами. Вскоре преследование обретает черты безумия: заподозрен - значит обречен.
"Никто не смеет утверждать, что его несправедливо осудили и даже если его оболгали подставные свидетели, пусть перенесет это хладнокровно, радуясь, что претерпит смерть за правду".
Вопли умирающих звучат для инквизитора, как фанфары в честь господа. "К смерти!", - вопит народ, когда в Авиле разгораются первые костры.
Критика в адрес инквизиции зазвучала лишь сотню лет спустя: то, что в Испании так много камней и так мало лесов объясняется просто - "корона" извела все деревья на костры.
Новообращенные христиане вызывали недоверие и враждебность.
Именно поэтому семья Святой Терезы, дед которой был одним из обращенных, переселяется из Толедо в Авила, чтобы уйти от всеобщей агрессивности.
Юная Тереза рано познает, что значит быть еврейкой и при этом женщиной.
Ее уход в монастырь объясняется, скорее всего, вполне мирской причиной.
Как писала сама Тереза: "Мысль о замужестве ужасала меня. Монастырская жизнь защищала от подчинения мужу, мужчине, который так часто разбивает жизнь женщины".
Тереза образована и начитана и она делает то, что тогда женщине запрещалось - она пишет. Пишет о своих видениях и молитвах, о своем пути к Богу.
Ее духовность не знает сословных различий: перед Богом все люди равны. Она учит терпимости и жертвенной любви.
Духовные отцы критикуют ее труды, предостерегают о грозной инквизиции, которая клеймит пишущих женщин, как порождение дьявола.
В 45 лет она покидает монастырские стены и берет на себя тяготы путешествия в телеге по всей Испании.
Покинув Авилу она основала в последующие годы 18 монастырей "Босоногих кармелиток" по всей Испании.
Всего через несколько лет после ее кончины Терезу Авильскую причисляют к лику Святых.
Авила - суровый мрачный город, со своими тайнами и загадками сегодня словно погруженный в многовековой сон. Сон, который оберегает его красоту, скрываемую высокими зубчатыми стенами.
Спасибо, что были с нами!