Последнее великое открытие Золотого века египтологии, и первое в новом веке средств массовой информации - раскопка гробницы мальчика-царя стала сенсацией, о которой говорили в популярной прессе и запечатлели на мелькающих кадрах кинохроники. Гробницу вскрыл археолог Говард Картер 16 февраля 1923 года, а уже в апреле случилась первая смерть среди участников раскопок, положившая начало настоящей медийной волне фейков о проклятии мертвой мумии в британских и американских СМИ. Здесь важно отметить, что эксклюзивное право на освещение событий вокруг этой находки получила газета "Таймс".
Первой "жертвой" стал лорд Карнавон, и английские журналисты, не допущенные до раскопок (среди из них был и корреспондент Daily Mail Артура Вейгалл) буквально набросились на эту совершенно случайную смерть, и стали заполнять дефицит информации чем попало. Например тем, что накануне открытия канарейку лорда Карнавона съела кобра. Журналисты нашли здесь страшное предзнаменование, поскольку кобра знак богини Уаджет (Уто), изображенная на головном уборе мумии, призвана была защищать Тутанхамона.
Вейгалл был страстным египтологом, но при отсутствии информации он насыщал свои статьи различными мифами и двусмысленностями, давая пылким читателям возможность увидеть именно то, чего они хотели - мистику.
Рекс Энгельбах, главный инспектор по древностям Верхнего Египта, утверждал, что Вейгалл “откопал старую историю о несчастьях, исходящих из египетских гробниц... когда мы с женой поспорили с ним, он сказал: "Но посмотрите, как публика будет ее потреблять!.." Даже и без участия Вейгалла было достаточно мошенников-спиритуалистов, сплетников и торгашей, готовых увидеть в смертях участников раскопок руку потустороннего. А журналисты с радостью приправляли этим свои скучные некрологи.
Среди таких спиритуалистов были и очень известные фигуры, например сэр Артур Конан Дойл, который выступая перед читателями в Нью-Йорке, обвинил во всех бедах группы археологов "злого духа". Журналистская общественность быстро разнесла эту "новость" по всему миру. Автор давно уже утратил свой авторитет здравомыслящего писателя из-за своей возросшей одержимости сверхъестественным, своей защиты серий фальшивых фотографий, изображающих сказочных фей, а так же неприятных публичных ссор со своим лучшим другом, превратившимся в главного разоблачителя Гарри Гудини, но странные высказывания Конан Дойля были многими приняты за чистую монету.
С истовой убежденность Конан Дойл утверждал, что этот "дух" специально создан некими силами, способными воскрешать умерших и карать посягнувших на их могилы. В доказательство он приводил историю мумии царицы, которая экспонировалась в Британском музее, и всех, кто к ней прикасался, постигало различное горе. А журналист, расследовавший эти загадочные события, после прикосновения к ней, заболел брюшным тифом и умер.
Нужно сказать, что Британский музей опроверг эти утверждения, заявив, что подобной мумии у них никогда не было.
Чтобы укрепить свой авторитет в этом вопросе, Конан Дойл отметил, что спиритуалисты часто контактировали с призраками из Древнего Египта и за его пределами, добавив, что “через мою жену, которая является медиумом, я часто получаю советы от одной такой "сущности" по духовным вопросам. Она жила 3000 или 1000 лет назад в Аравии.”
Кроме знаменитого автора были и другие, например, Мэри Коннели писала в "New-York World", что читала в редкой книге под названием "История египетских пирамид", что существовали тайные яды, которые помещали в гробницы и саркофаги фараонов, и те, кто к ним прикасались умирали или заболевали по неясным или не естественным причинам (например как лорд Карнавон).
В ответ популярная писательница Стефани Мейер отвечала, что у нее есть такая книга, и в ней ни о каких тайных ядах ничего нет. А дух-элементаль Конан Дойля больше похож на арабских джинов, чем на что-то египетское.
Из ниоткуда в газетах стали появляться заявления о зловещей предупреждающей надписи украшающей погребальную камеру – “Смерть придет на быстрых крыльях к тому, кто прикоснется к гробнице фараона”. Говард Картер отрицал существование такой надписи. Но то, что эта надпись не может существовать, не вытеснило ее из мистификаций о "проклятии фараонов".
Вскоре на каждую смерть, имеющую хоть малейшее отношение к раскопкам (вплоть до гибели "Титаника"), сваливалось "проклятие", игнорируя свидетельства тех, кто находился в самом центре раскопок и дожил до глубокой старости.
В январе 1934 умер Артур Вейгалл, и даже в его смерти Daily Mail наслед след проклятия. Спустя несколько недель Генри Уилкок, куратор отдела египтологии музея Метрополитен в Нью-Йорке и близкий друг Говарда Картера, внимательно изучил все "свидетельства" проклятия. Уинлок отметил, что из 26 человек, присутствовавших при открытии гробницы Тутанхамона, шестеро умерли в течение десяти лет, в то время как 20 из них были еще живы. А из 22 человек, присутствовавших при вскрытии его саркофага, только двое умерли, а из 10 присутствовавших при вскрытии самой мумии все еще живы.
Уинлок скрупулезно регистрировал ложь и слухи, развенчивая наиболее возмутительные утверждения и внося поправки в газеты. В конечном счете все было напрасно. Истории продолжали приходить, а вместе с ними и первые фильмы ужасов, такие как "Мумия" Бориса Карлоффа (1932) – вдохновленные в немалой степени проклятием – похоронив детали истины под зыбучими песками готического романа.
ссылка на статью канала в группе ВК
Интересно узнать и твое мнение читатель!