Одним из популярных этнических стилей дизайна интерьера является японский. Но чтобы проникнуть в тайну очарования этого интерьера, надо познакомиться с теми подходами к эстетике, которые сформировались у этого народа. Без этого вряд ли можно понять японскую культуру и, в частности, интерьер.
Еще в давние времена у японцев сложились свои, особые представления о красоте, во многом существенно отличающиеся от европейских. Их важно понять тем, кто хочет создать у себя дома интерьер в данном стиле. Даже если Вы решили не создавать его сами, а заказать соответствующий дизайн-проект у специалистов, все равно Вам необходимо ориентироваться в стиле и эстетике как для того, чтобы правильно поставить задачу перед дизайнерами, так и для того, чтобы оценить готовый проект.
Издавна в японской эстетике существовало несколько понятий для оценки красоты предметов и явлений. Прежде всего, для них красивым является предмет, который несет на себе отпечаток времени. Для обозначения этого применяется понятие «саби». Чем явственнее предмет имеет черты, свидетельствующие о воздействии на него времени, тем его ценность в глазах японцев выше. С этой точки зрения, новая, только что купленная, чашка лишена «саби». А вот та, внутри которой от долгого использования глазурь имеет сеточку трещин – гораздо ценнее.
Вычурность, нарочитость не ценится японцами. Они считают красивыми простые и практичные предметы. Для обозначения этого в их эстетике имеется термин «ваби».
Понятия «ваби» и «саби» возникли у японцев в далеком прошлом. Постепенно они слились в одно понятие – «ваби-саби», а затем его сменило слово «сибуй». Что же такое «сибуй»? Это то, что олицетворяет идеал красоты предмета: простота, минимальная обработка природного материала, практичность.
Есть еще одна важная категория, без которой нельзя по-настоящему понять отношение японцев к красоте. Это «юген» - незавершенность, недосказанность, красота, спрятанная в глубине вещи. Завершенность, законченность вещи, по японским понятиям, снижает ее ценность. Отрицает эстетика и симметрию как символ повторения, которое отсутствует в природе.
Все эти понятия и подходы нашли свое отражение в элементах дизайна интерьера. Рядом характерных особенностей отличается антикварная мебель – «тансу». Разновидности «тансу» появились в Японии еще в эпоху средневековья. Сначала это были сундуки для хранения вещей, затем появились комоды на колесиках, которые можно было легко передвигать, ступенчатые шкафы и буфеты. Такие предметы были только в домах знатных людей. Отличительной чертой мебели «тансу» были декоративные кованые элементы.
При изготовлении современной мебели в Японии наиболее ценится старое дерево (в России оно носит название «антикварное дерево»): старая древесина очень прочна. Из него изготавливают каркасы ширм, рамы для зеркал, столы, скамьи, детали облицовки комодов, кроватей. Отметины, появившиеся на поверхности старого дерева под влиянием природных факторов, особо ценятся японцами – это в духе «саби».
Очень любят в Японии такую древесину, как тик. Она отличается природной прочностью, которая с годами только увеличивается, и не подвержена воздействию влаги и насекомых. Можно встретить в их интерьере и декоративные изделия (например, вазы), вырезанные из манго. Используется также тростник прочной породы.
Воздействие своеобразия эстетики на представителей других народов так велико, что интерьеры, в той или иной степени воспроизводящие японский стиль, можно встретить и в Европе, и в Америке. Но создать полнокровный дизайн-проект квартиры в японском стиле с соблюдением всех его особенностей не так-то просто. Поэтому во многих случаях хозяева квартир ограничиваются оформлением в подобном духе отдельных участков интерьера – так сказать, «японских уголков».
Взято из открытых источников