Найти в Дзене
sergey

201-й батальон охранной вспомогательной полиции.

201-й батальон шуцманшафта (Schutzmannschaft Bataillon 201) («Украинский легион») — немецкое подразделение подчинения СС, сформированное из легионеров специальных подразделений «Нахтигаль» и «Роланд», созданных абвером в начале 1941 года, основу которых составляли преимущественно сторонники и члены Организации украинских националистов (ОУН). Батальон с марта по декабрь 1942 года действовал на территории Белоруссии, находясь в подчинении обергруппенфюрера СС Эриха фон дем Баха, начальника полиции сектора «Центральная Россия». Первый из семи «украинских» батальонов (201−208), сформированных на территории Генерал-губернаторства. Основой батальона стали кадры сформированных в начале 1941 года абвером специальных формирований «Нахтигаль» и «Роланд», состоявших преимущественно из сторонников и членов ОУН. В июле 1941 года, узнав про аресты руководства ОУН, украинский командир батальона «Нахтигаль» Роман Шухевич направил в адрес верховного командования вермахта письмо, в котором указал, ч

201-й батальон шуцманшафта (Schutzmannschaft Bataillon 201) («Украинский легион») — немецкое подразделение подчинения СС, сформированное из легионеров специальных подразделений «Нахтигаль» и «Роланд», созданных абвером в начале 1941 года, основу которых составляли преимущественно сторонники и члены Организации украинских националистов (ОУН). Батальон с марта по декабрь 1942 года действовал на территории Белоруссии, находясь в подчинении обергруппенфюрера СС Эриха фон дем Баха, начальника полиции сектора «Центральная Россия». Первый из семи «украинских» батальонов (201−208), сформированных на территории Генерал-губернаторства.

Эрих фон дем Бах
Эрих фон дем Бах

Основой батальона стали кадры сформированных в начале 1941 года абвером специальных формирований «Нахтигаль» и «Роланд», состоявших преимущественно из сторонников и членов ОУН.

В июле 1941 года, узнав про аресты руководства ОУН, украинский командир батальона «Нахтигаль» Роман Шухевич направил в адрес верховного командования вермахта письмо, в котором указал, что «в результате ареста нашего правительства и лидера легион не может больше оставаться под командованием немецкой армии».

13 августа «Нахтигаль» получил приказ передислоцироваться в Жмеринку, где на железнодорожном вокзале солдат разоружили (оружие вернули в конце сентября), оставив при этом личное оружие офицерам. После этого под охраной немецкой жандармерии их перевезли в Краков, а оттуда — в Нойхаммер (современный Свентошув в Польше), куда батальон прибыл 27 августа.

В конце августа 1941 года батальон «Роланд» получил приказ передислоцироваться в Фокшаны, где, аналогично «Нахтигалю», солдат разоружили на железнодорожном вокзале, оставив личное оружие офицерам. В начале сентября личный состав «Роланда» был переведён в Зитцендорф-ан-дер-Шмиде, после чего оружие им вернули. Одна рота продолжила обучение в Зайберсдорфе.

16 сентября рейсхфюрер СС Гиммлер отдал распоряжение сформировать охранный батальон «Роланд Нахтигаль» из личного состава батальонов «Роланд» (210 чел.) и «Нахтигаль» (288 чел.). 15 октября начальник полиции порядка во исполнение приказа издал соответствующее распоряжение.

Генрих Гиммлер
Генрих Гиммлер

18 октября личный состав батальона «Роланд» передал немецкому командованию меморандум со следующими требованиями:

1. признать независимость Украины;

2. немедленно освободить всех арестованных руководителей ОУН и Степана Бандеру;

3. немедленно освободить членов Украинского государственного правления во главе с Ярославом Стецько;

4. обеспечить безопасность ближайших родственников личного состава батальона;

5. реорганизованное подразделение может быть использовано для дальнейших военных действий только на украинской территории;

6. личный состав подразделения и учебного центра должен быть украинским;

7. права и обязанности командного состава должны быть такими же, как в немецкой армии;

8. личный состав батальона уже принёс присягу Украине, и потому не может присягать другому государству;

9. реорганизованное подразделение может подписать контракт на один год (до конца 1942 года).

10. контракты должны быть индивидуальными.

Ярослав Стецько
Ярослав Стецько

21 октября личный состав «Нахтигаля» был объединён с личным составом батальона «Роланд» во Франкфурте-на-Одере с целью переобучения для использования в качестве части охранной полиции.

1 ноября представитель немецкого командования передал ответ на меморандум. Во всех требованиях было отказано, кроме четырёх последних. Однако изложенные в них условия — заключение с личным составом индивидуальных годичных контрактов без принесения присяги Германии — и так на то время являлись стандартными для всех служащих охранной полиции.

Начиная с 25 ноября, несмотря на отказ немецкого командования в удовлетворении большей части требований легионеров, подавляющее большинство личного состава заключило индивидуальные годичные контракты на службу в охранной полиции (с 1 декабря 1941 по 1 декабря 1942 года). Отказались только 15 человек (в том числе начальник медслужбы «Нахтигаля» Юрий Лопатинский, командир одного из взводов «Нахтигаля» Николай Ковальчук, капеллан «Нахтигаля» Иван Гриньох.). После чего, по одним данным, никаких репрессий к отказавшимся со стороны немцев не было по другим, они были отправлены в концлагеря.рий Демьянович Лопатинский

Подписавшие контракт составили 201-й батальон охранной полиции (шуцманшафта).

Батальон формально возглавил батальонсфюрер (Batallionsführer) Е. Побигущий, хотя фактическое руководство осуществлял немец — компанифюрер (Kompanieführer) Вильгельм Моха (Wilhelm Mocha).

Евгений Побигущий
Евгений Побигущий

Численность батальона составила 650 человек. Батальон состоял из четырёх рот. Обмундирование — стандартная немецкая полицейская форма. Кокарда — «полицейский орёл». Шеврон — зелёный «полицейский орёл» на сером фоне. Какой-либо общей символики (в том числе национальной), отличающей служащих 201-го батальона от служащих других полицейских формирований, не было. Некоторые шуцманы, служившие ранее в батальоне «Нахтигаль», носили на левом кармане кителя номерной латунный значок Дружины украинских националистов (ДУН) — трезубец в венке, под трезубцем надпись «ОУН-ДУН 1941» (личный состав батальона «Роланд» такие значки получить не успел, хотя они были изготовлены и для них).

При формировании батальона личный состав был вооружён карабинами Маузер 98; командиры, начиная от командиров рот и выше, — пистолетами. Однако в воспоминаниях о службе в Белоруссии упоминается применение автоматов, пулемётов, миномётов и артиллерийского орудия.

В марте 1942 года батальон был переброшен из Германии в Белоруссию. Там он получил пополнение — 60 человек из числа военнопленных бойцов Красной армии, преимущественно выходцев из Полтавской и Днепропетровской областей.

22 марта батальон прибыл в пос. Боровки недалеко от Лепеля, где сменил переброшенный оттуда на Украину 17-й латышский батальон шуцманшафта.

201-й шуцманшафт-батальон был прикреплён к 62-му охранному полку 201-й охранной дивизии тылового района группы армий «Центр». При этом подразделение не действовало как единое целое. Первая, третья и четвёртая роты обеспечивали охрану 12 опорных пунктов (Stürzpunkt) в треугольнике Могилёв-Витебск-Лепель. Вторая рота осуществляла охрану штаба дивизии. Известные шуцпункты: Бешенковичи, Боровка, Бойчеково, Борисов, Велевщина, Воронеж, Жары, Камень, Лепель.

Весной-осенью 1942 года батальон принимал участие в акциях против партизан на территории Белоруссии. Первая потеря личного состава произошла 1 мая: унтеркорпорал первого взвода первой роты Виюк подорвался на мине, пытаясь снять красный флаг, вывешенный советскими партизанами недалеко от штаба батальона. Наиболее крупные столкновения с партизанами произошли 16 июня (потери составили два человека), 20 июня, 25 июля (потери — 3 человека) и 19 августа. 29 сентября на дороге Лепель-Ушачи севернее деревни Жары 1-я рота совместно с немецким подразделением уничтожила из засады колонну советских партизан, потеряв при этом двух человек. После боя Моха приказал отвезти раненых в Лепель. Для сопровождения был выделен взвод Кашубинского. Южнее Жар колонна попала в засаду, организованную партизанами из сводного отряда бригад Ф. Ф. Дубровского и Н. М. Никитина и была полностью уничтожена. Потери составили 22 человека украинского личного состава и 7 — немецкого.

Одним из последних сообщений о действиях батальона в Белоруссии стал отчёт о бое 3 ноября 1942 года в 20 км от Лепеля.

За 9 месяцев пребывания в Белоруссии, по данным командования батальона, 201-й охранный батальон уничтожил более 2000 советских партизан, потеряв 49 человек убитыми и 40 — ранеными.

За успехи в борьбе с партизанами Белоруссии оберцугфюрер Брылевский, компаниефельдфебели Малый и Герцык, а также копрал Антон Фединишин были отмечены германскими наградами (последний — железным крестом второго класса).

Тем не менее, к концу 1942 года большая часть служащих батальона фактически вышла из подчинения немецким офицерам и самовольно передислоцировалась в основной пункт дислокации — Боровки.

В конце ноября высший фюрер СС и полиции Востока Фридрих-Вильгельм Крюгер решил вернуть батальон в своё распоряжение. Однако 1 декабря ичный состав батальона отказался продолжать контракт. Батальон был переведён в Могилев и расформирован. В течение месяца (с 5 декабря 1942 до 14 января 1943) он был постепенно переброшен во Львов.

В декабре 1942 г. Микола Лебедь направил Побигущему и Шухевичу письмо с приказом о немедленном переходе «Украинского легиона» на нелегальное положение и переходе на Украину.

В письме указывалось, что легион должен положить начало созданию вооружённых сил ОУН, которые должны бороться в том числе и против немцев. Письмо Шухевич получил, однако до личного состава батальона его не довёл. Впоследствии он оправдывался тем, что письмо якобы получил уже в поезде по дороге во Львов.

Служащие батальона выполняли поставленные им руководством ОУН(б) задачи, не связанные с прохождением службы. Так, во время пребывания батальона в Нойхаммере, его служащий Виктор Харкив по поручению Шухевича перевозил из Кракова в Германию фальшивые оккупационные злотые, где они затем обменивались на настоящие и использовались для финансирования ОУН.

Также в ноябре 1942 года командир роты Василий Сидор и командир взвода Юлиан Ковальский, взяв краткосрочные отпуска, ездили в Киев, где убили двух членов ОУН - братьев Скузь, перевербованных СД в апреле 1942 года и причастных к убийству при попытке задержания одного из высших функционеров ОУН Дмитрия Мирона (Орлика).

По прибытии во Львов часть офицеров была задержана и содержалась в тюрьме на Лонцкого, причём задержанным разрешалось выходить в город по два человека на два часа. Другая часть, среди которых был и Шухевич, перешла на нелегальное положение и приняла участие в формировании УПА.

Вскоре все задержанные офицеры батальона были освобождены и присоединились либо к УПА, либо к СС-Галиция (Евген Побигущий, Герман Омелян, Роман Бойцун, Михаил Бригидер, Карл Малый, Любомир Ортынский, Михаил Хомяк, Святослав Левицкий).

По материалам Википедии.