Ребёнок будет делать то, что вызывает бОльший эмоциональный отклик у мамы. Всё, что исходит от мамы — это любовь. Если мама громче боится и бранит за обижание брата, чем радуется самостоятельности или тихим играм со своими игрушками, то ребёнок будет обижать брата.
Вы не можете не реагировать на агрессию к младшему, но важно сделать этот процесс предельно нейтральным. И показать альтернативу: «отойди от брата» гораздо понятнее «не садись на брата». Выбор «ты можешь посидеть возле меня или поиграть со своими игрушками на ковре» — ещё лучше.
Как это модно нынче говорить, «вербальные интервенции» очень помогают. То есть вы проговариваете, что видите старшего. Если он спокойно играет — бросьте пару фраз о том, что происходит: «О, эта башня такая высокая!», «Я вижу, твой поезд заезжает в туннель», «Ты сам сходил на горшок, как это здорово», «Ты подметаешь пол» и т. д. и т. п.
Не надо заваливать ребёнка недетализированной похвалой. Она и сама по себе вредна, и хвалить за то, что дОлжно (мирную игру, например) — значит вести ребёнка к тому, что он перестанет делать это без похвалы. Нужно именно замечать ребёнка, показывать, что вы его видите. И называть чувства, как они есть: ты сердит, ты зол, ты рад... Можно быть сердитым, но нельзя бить брата или маму, можно быть злым, но нельзя делать больно, можно радоваться, но орать от счастья следует в подходящем для этого месте, где это не будит спящих, и т. п.
Елена Снарская — психолог, консультант Монтессори-педагогов и родителей, эксперт нашего курса о развитии детей до трёх лет
Ещё статьи о детских конфликтах:
Почему дети ссорятся и как обернуть их ссоры во благо
Простой способ уладить детский конфликт
Правда ли, что Монтессори-педагоги не вмешиваются в конфликты детей