Начало здесь: Для чего диаволу нужен лук и что означают его стрелы?
Еще одно оружие сатаны – это узы (или оковы, иногда - сети). Если лук и стрелы - это универсальное дальнобойное оружие, то узы и сети – это оружие ближнего боя, в котором противники уже сошлись в клинче. В невидимой брани с христианами диавол традиционно использует сначала лук и стрелы (обстреливая христиан прилогами и помыслами). И только потом, в зависимости от результата, набрасывает сети и налагает узы. Иначе говоря, диавол применяет принцип гарпунного ружья: если гарпун попадает в цель, он подматывает леску и завладевает жертвой. Если гарпун не попадает или отскакивает от брони, остается с носом.
Образ уз, как символа невольного подчинения сильному врагу, приходит в христианскую аскетику из Священного Писания. В Ветхом Завете узы традиционно ассоциируются с физической неволей, рабством, пленом. В Книге Бытия говорится, например, о египетском рабстве, в котором 400 лет томился и страдал народ Божий (Лев.26:13). В Книге Судей идет речь об иге филистимлян (Суд.15:14). У пророка Исайи - об угнетении Мадиамом (Ис.9:4). У пророка Иеремии - о ярме Вавилона (Иер.27:1-8).
В Псалтири узы приобретают инфернальное значение. Они ассоциируются с мучениями грешников в аду, в шеоле. Царь Давид говорит об узах погибели (Пс.115:7; Пс.149:8). Он сравнивает их с тенью смертной (Пс.106:14), с адскими оковами и цепями (2Цар.22:6).
В Новом Завете сети и узы переводятся в область морали и нравственности. Они выражают идею греховного рабства, подчиненности собственным страстям, поскольку у апостола Петра говорится: "Кто кем побежден, тот тому и раб" (2:Пет.9:18). У апостола Павла под греховными сетями понимается добровольная предрасположенность человека ко греху, желание творить свою волю, а не волю Божию (то есть нарушать заповеди). В первом послании к Тимофею Павел ассоциирует грех осуждения (нарекания) с сетью диавольской (1Тим.3:7). Во втором послании в к тому же Тимофею Павел призывает христиан освобождаться от сетей диавола, которыми тот уловляет их в свою волю (2Тим.2:26).
Очень часто узы и сети понимаются, как синонимы, но по факту это разные бесовские приблуды, ибо сеть уловляет, а оковы и узы - порабощают.
У свт. Иоанна Златоуста сеть - это грех, нарушение заповедей, исполнение своей воли. Свт. Иоанн говорит: "Не исполнять волю Божию значит быть в сети диавольской". У прп. Марка Подвижника сеть - это "ухищрение лукавого". У прп. Никодима Святогорца сеть – это "прелесть".
Если сеть - это диавольское обольщение, наваждение (которое еще можно распознать и, таким образом, вырваться), то узы означают состояние нерадения, беспечности, которое искусственно поддерживается демонами. В состоянии нерадения (о своем спасении) человек живет в грехе и не думает о покаянии. Его узы превращаются в тяжелый греховный сон, в духовное расслабление, в неспособность сражаться.
Иначе говоря, узы - это привычка жить во грехе (подобно тому, как свинья любит валяться в грязи). У свт. Иоанна Златоуста узы ассоциируются с демонских обладанием, которое мучительнее всякого железа. У прп. Марка Подвижника узы - это сластолюбивое сердце. Именно оно во время исхода души из тела бывает темницею и узами для души.
В войне против христиан падшие духи никогда не используют узы и сети прежде лука и стрел, поскольку это тактически нецелесообразно. Сначала враг прибегает к первому оружию (обстреливает духовного воина стрелами разных видов, выискивая слабое место в обороне). И только затем (когда обнаружится такое место, если оно вообще обнаружится) прибегает к оружию второму (то есть набрасывает сети и налагает оковы).
Задачи двух обозначенных видов бесовского оружия (с одной стороны - лука и стрел, а с другой - сетей и уз) совершенно разные. Лук и стрелы - это яркая и броская реклама дороги в ад. Прилоги и помыслы (стрелы) нужны диаволу для того, чтобы вызвать интерес ко греху, уязвить человека греховным желанием. Это оружие подобно сыру в мышеловке. Оно воздействует на органы чувств: зрение, обоняние, вкус, осязание...
Что же касается сетей и уз, то это уже сама мышеловка с захлопнувшейся дверцей. Это тюрьма, духовная несвобода, рабство диаволу. Это уже сам ад, место мучения. А может быть даже и геенна огненная. Из которой можно выбраться только по сугубым церковным и частным молитвам.
Избежать сетей диавольских и всех его лукавых ухищрений очень непросто. Но не невозможно. Во-первых, нужно совершать добрые дела, восходя по лестнице добродетелей к вере, надежде и любви. Вообще, творить добро могут все люди, ибо это заложено в самой природе человека. Например, римский император Тит, язычник, не совершив днем доброго дела, с большим сожалением восклицал: "Друзья мои, я потерял день!". Во-вторых, необходимо облечься во всеоружие Божие, о котором говорит апостол Павел в послании к ефесянам. Под облечением во всеоружие Божие Павел понимает приобретение тех духовных добродетелей (оружий), без которых невозможно победить бесов в день "злой". Это пояс истины, броня праведности, обувь мира, щит веры, шлем спасения и, конечно же, меч духовный - Слово Божие. вот цитата:
"Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие" (Еф.6:13-17).
В-третьих, необходимо постоянно бодрствовать, ибо именно это состояние противоположно греховному сну и нерадению. Бодрствующему человеку в разы легче сражаться даже с сильным врагом, чем спящему. В свое время судья Гедеон отбирал на войну только тех воинов, которые пили воду из реки, "лакая ртом своим с руки" (Суд.7:6), а не тех, которые наклонялись на колени свои пить воду. Почему так? а потому что опытный воин, пьющий с руки, даже во время утоления жажды готов к отражению атаки (поза обязывает, знаете ли), а беспечному все равно... Потому и христиане всегда быть настороже, ибо диавол, как лев рыкающий, ходит по миру, ища, кого поглотить (1Петр.5:8).
Ну и последнее... Нужно помнить, что бесплатным сыр (удовольствие. наслаждение, грех) бывает только в мышеловке.
Читайте также другие статьи:
"Кто такие демоны и почему у прп. Никодима Святогорца они странные "мравольвы"?
Что станет знаком начала Армагеддона?
Старец Паисий Святогорец о числе 666 и о том, как не позволить запечатлеть себя
Каким будет личное имя Антихриста? Расшифровка числа 666
Как змей-искуситель мог разговаривать с Евой и были ли у него ноги?
Что Христос писал на земле, когда к нему привели женщину, взятую в прелюбодеянии?