Найти в Дзене
Монтессори.Дети

Что поможет применять Монтессори-метод на практике

Оглавление
Источник: https://www.instagram.com/howwemontessori/
Источник: https://www.instagram.com/howwemontessori/

Несколько принципов, с помощью которых можно проверить, насколько верно вы применяете Монтессори на практике.

Прежде всего мы задаём вопросы и ищем на них ответы⠀

Зачем ребёнок это делает? Например, малыш на даче много раз наливает леечку и поливает траву. За этим может стоять потребность в изучении свойств воды или потребность во включённости в дела семьи через имитацию деятельности взрослых, или просто оттачивание нового двигательного навыка. А может быть особый интерес представляет звук булькания набирающейся лейки и льющейся на землю воды.

Как ему помочь? Чаще всего достаточно отойти и не мешать. Вмешиваться можно только если его действия могут навредить ему, другим людям или вещам. В этом случае мы предлагаем ребенку приемлемую альтернативу: «Ты уже залил клумбу, давай теперь польем газон».

Что запретить и почему? Если не можете объяснить пятилетнему ребёнку, почему вам и/или ребёнку нужен запрет, то может и не надо его вводить. «Потому что я так сказал(а)» — не аргумент. ⠀

Что разрешить и зачем? Разрешаем то, что безопасно ребенку и окружающим, а также то, что не наносит существенного урона вещам (например, поливать другие растения). Разрешаем за тем, чтобы насытить интерес к конкретному опыту. ⠀

Вы на верном пути, если:

  • часто вспоминаете вовремя, что нельзя принудить к самостоятельности и инициативности; ⠀
  • испытываете и проявляете внимание и уважение к ребёнку и его природе;
  • всерьёз относитесь к ребёнку, его планам и желаниям, открытиям. ⠀

Подготовленная домашняя обстановка — это та, в которой: ⠀

  • Есть возможность самостоятельных действий — и это богатство среды нельзя использовать добровольно-принудительно, речь о том, что ребёнок сделает сам, когда будет готов; ⠀
 Фото Марии Лучаниновой
Фото Марии Лучаниновой
  • Ребёнок осмотрелся на новом месте, и в каждой из зон есть ситуации, в которых возможно невмешательство взрослых, а ребёнок бы действовал сам. Приятный бонус последнего — у родителя появляется время на свои дела, от восполнения ресурса до выполнения домашних рутин.
 Фото Марии Лучаниновой
Фото Марии Лучаниновой
 Фото Марии Лучаниновой
Фото Марии Лучаниновой

 Фото Марии Лучаниновой
Фото Марии Лучаниновой

Анна Федосова — детский психолог и Монтессори-педагог АМИ, консультант по вопросам развития и воспитания детей

Подписывайтесь на наш канал на Яндекс.Дзен, а также Вконтакте и Инстаграм, чтобы не пропустить новые статьи экспертов о развитии и воспитании детей!

Ещё статьи по теме Монтессори-метода: