«Кухня» (2012) 16+
Один из самых долгоиграющих российских ситкомов, прирастивший к себе в процессе эволюции два полных метра с отдельным сюжетом («Кухня в Париже» и «Последняя битва») и спин-офф («Отель Элеон»). В сериале много небутафорских деталей: готовят на площадке профессионалы, да и Виктора Баринова, шефа «Клода Моне», играет квалифицированный повар Дмитрий Назаров, Дмитрий Нагиев играет сам себя, а беременность официантки Насти во 2-м сезоне — это реальная беременность актрисы Ольги Кузьминой. За исключением подобных совпадений с реальностью «Кухня» — это остроумная фантазия о жизни ресторана, полная сюжетных курьёзов, небанальных гэгов и фарсовых интермедий.
«Вы все меня бесите» (2017) 16+
Более свежая удача канала СТС, с которой и до российского легкого жанра докатилась мода на героев с проблемой социализации. Соня (Светлана Ходченкова) — талантливый ресторанный критик с наклонностями мизантропа. Под руководством назначенного судом психиатра (Николай Фоменко) она проходит курс эмоционального перевоспитания. Терапию эффективно стимулирует алкоголь: пара глотков — и Соня образцовый экстраверт. Навязанное общение становится горькой, но полезной пилюлей: наивная маникюрщица Неля (Юлия Топольницкая) и беспардонный сосед Вова (Александр Паль) быстро превращаются в лучших друзей, а случайная связь с начальником (Пётр Фёдоров) — в роман в стиле «укрощения строптивой».
«Метод» (2015)
В топ популярных теледетективов о гениальных социопатах и мизантропах, элегантно приладив к тренду национальный колорит, встраивается «Метод». Главный герой сериала Родион Меглин (Константин Хабенский) — легендарный следователь с животным чутьём на маньяков и неповторимой харизмой одарённого маргинала. Спонтанными озарениями Меглин напоминает англичанина Шерлока, манерами и привычками — американца Раста из «Настоящего детектива», а одержимостью профессией — сразу обоих. Именно к нему на практику удаётся попасть выпускнице юрфака Есене Стекловой (Паулина Андреева), мечтающей распутать загадочные обстоятельства смерти матери, а заодно и освоить меглинский метод, который чем дальше, тем больше начинает напоминать принцип «рыбак рыбака».
«Мажор» (2014)
Другой успешный проект Первого канала и продюсера Александра Цекало в детективно-криминальном жанре рассказывает о сыщике с чуть более светлыми перспективами. В отличие от гения-маргинала Меглина главный герой «Мажора» Игорь (Павел Прилучный) становится белой вороной, хоть и в той же среде, но по иным причинам. Беспечный представитель золотой молодёжи получает полицейское удостоверение как отцовское наказание, а о следственной работе знает не больше, чем сержант милиции о моделях часов Zenith. Ум, нестандартный опыт и врождённое обаяние помогают Игорю не только преодолеть антипатию и недоверие новых коллег, но и добиться успеха в случайно обретённой профессии, оказавшейся хорошей школой жизни.
«Next. Следующий» (2001)
Герои «Next» — уже по другую сторону баррикад, и очаровывают зрителя пристойно причёсанной уголовной романтикой. Снятый по горячим следам 90-х сериал о короле воров Лавре показывает криминал с человеческим лицом. Картина замечательна в первую очередь актёрскими работами: умный и авторитетный вор Лавр (Александр Абдулов), вставший на путь исправления бесстрашный «оруженосец» Санчо (Сергей Степанченко), сын Лавра и по совместительству одарённый финансист Федечка (Александр Лойе) и его пробивная тётка Клава (Нина Усатова). Все они органично разбавляют криминальный сюжет семейной атмосферой и здоровым юмором.
«Бригада» (2002)
В отличие от лирической трагикомедии «Next», где, кажется, даже пули ожидают перед выстрелом нужной ремарки и сверяются с мизансценой, «Бригада» — фильм подчёркнуто жёсткий, лишённый лирической рефлексии. Циничная гангстерская сага о Саше Белом сотоварищи вызвала в начале нулевых бурную и неоднозначную реакцию критиков, получила ТЭФИ и «Золотой орёл» в 2003-м, стала на долгое время самым дорогим российским телефильмом и подарила первую звёздную роль Сергею Безрукову. Создателям сериала, получившим консультации экспертов по обе стороны уголовного кодекса, удалось предельно точно передать атмосферу событий «лихого» десятилетия, показав время, исключающее возможности для хэппи-энда.
«Физрук» (2014)
Оттуда же, из лихих 90-х, продюссеры ТНТ в 2014-м вызвали своего героя, поместив его (внезапно) в пространство комедии. Переквалифицировавшийся в физрука гангстер Фома в исполнении Дмитрия Нагиева — последний из могикан, бороздящий современность на чёрном Гелендвагене в доспехах из пресловутой кожаной куртки. Работа в школе, задуманная как авантюра по возвращению доверия шефа, оказывается долгосрочным проектом, меняющим стиль жизни и даже железобетонные «понятия» авторитета со стажем. То прогибаясь под изменившийся мир, то прогибая его под себя, Фома, он же Олег Евгеньевич, проходит путь от самоуверенного альфа-самца до рыцаря печального образа, самоотверженно бросающего вызов проблемам, которые множатся, как головы гидры.
«Лондонград» (2015)
Герои сериала «Лондонград» тоже «разруливают» нестандартные проблемы, но с куда большим КПД и процентом креатива, да ещё и на территории туманного Альбиона. Недоучившийся в Оксфорде Миша (Никита Ефремов) освоился в Лондоне как дома и основал агентство по разрешению нетипичных ситуаций «Лондонград». Он охотно выручает менее сноровистых соотечественников — за хороший прайс, конечно. Агентство решает любые вопросы («кейсы»): от восстановления просроченной визы до поиска людей и разоблачения преступников. На наших глазах одиночка Миша обзаводится командой из талантливой дочери олигарха Алисы (Ингрид Олеринская) и Степана (Павел Ильин), таксиста с милицейским прошлым, у каждого из которых свои козыри в рукаве и скелеты в шкафу.