Найти в Дзене
Не историк

Киноистории о любви в эпоху колониализма

Любви покорны не только все возрасты, но и все национальности. Не всегда эта любовь одобряется, не всегда заканчивается хеппи-эндом, но в историях о такой любви определенно есть что-то завораживающее.

Любви покорны не только все возрасты, но и все национальности. Не всегда эта любовь одобряется, не всегда заканчивается хэппи-эндом, но в историях о такой любви определенно есть что-то завораживающее.

Индийский фильм "Восстание" (2005 г.) помимо борьбы индийцев с английскими колонизаторами рассказывает и о том, как англичане боролись в Индии с обычаем сжигания заживо вдов, и об истории любви между индийской вдовой, в роли которой выступает Амиша Патель, и английским офицером в исполнении моего любимца Тоби Стивенса. Все очень скромно, очень целомудренно - порядочные индийские вдовы во время оргазма позволяют лишь скупой слезе скатиться по щеке )

Еще один фильм на эту тему - "Интимный словарь" - помогает понять почему отношения между колониальными чиновниками и местными жительницами если не поощрялись, то начальство предпочитало смотреть на них сквозь пальцы. Девушки помогали изучить местный язык и нравы и вместе со своими детьми, родившимися от колониальных офицеров и чиновников, становились наиболее успешно ассимилирующейся и лояльной к империи частью населения. Очарования этому немного наивному фильму добавляет участие в нем совсем юных Хью Демпси и Джессики Альба.

Кадр из фильма "Из Африки"
Кадр из фильма "Из Африки"

Но в "приличном обществе" офицер или чиновник считался холостым, даже не смотря на годами длившуюся связь. Постоянство в таких связях, кстати, не одобрялось, а женщина в итоге не только не получала статуса вдовы, если переживала любовника, но и не имела права присутствовать на похоронах, что ярко показано в одном из эпизодов фильма "Из Африки", где такую пожизненную любовницу без прав сыграла жена Дэвида Боуи Иман.

Ту же картину можно наблюдать и в снятом по роману М.Ю. Лермонтова "Герое нашего времени". Если женщина для пресыщенного жизнью Печорина в принципе - друг человека, то горянка и вовсе игрушка, которую можно купить, поиграться, поломать и забыть в каком-нибудь темном углу.

Разумеется, ситуация, когда любовь возникала между мужчиной-колонизатором и местной женщиной, была более распространенной, нежели обратная, просто в силу того, что в колониях женщин из метрополии было меньше, и прибывали они туда, как правило, уже замужними или невестами. Однако, были и исключения. Снятый в 1946 г. фильм "Анна и король" и его переснятая в 1999 г. версия рассказывают как раз о любви, вспыхнувшей между вдовой-англичанкой Анной и королем Сиама.

Если любовь между мужчиной-колонизатором и туземкой в фильмах и книгах обязательно доходила до постели, то любовь между белой женщиной и туземцем первоначально старались преподносить исключительно в целомудренном ключе: она его просвещает и приобщает к благам цивилизации. Но и тут речи не могло идти ни о каком счастливом финале: если на связи с туземками колониальное общество и администрация еще закрывали глаза, то связи с туземцами считались несмываемым позором. Даже в снятой в 2017 г. ленте "Женщина, идущая впереди" с Джессикой Честейн в главной роли сохраняется это классическое представление о невозможности и непринятии обществом подобных отношений.

Кадр из фильма "Последний из могикан" (1992 г.)
Кадр из фильма "Последний из могикан" (1992 г.)

А чтобы сделать возможным счасливый финал в "Последнем из могикан", например, Чингачгука в исполнении Дэниэла Дей Льюиса превратили в полукровку, образованного и воспитанного в английском духе.

Кадр из фильма "Украденная женщина, плененные сердца" (1997 г.)
Кадр из фильма "Украденная женщина, плененные сердца" (1997 г.)

В рельности же, бывали ситуации, когда в результате нападения индейцев, белые женщины становились пленницами и наложницами. И даже тут могла вспыхнуть любовь (или стокгольмский синдром, или просто образоваться привычка). Как это происходило в случае, если оставшийся дома муж был стар и нелюбим изначально, а похититель - симпатичен, накачан и благороден, показано в фильме "Украденная женщина, плененные сердца".

Но всегда, чтобы покорить сердце белой женщины, местный мужчина должен был быть приобщенным к белой цивилизации. Во всем, кроме постели - скромно добавила французская писательница Маргерит Дюрас, по чьему роману в 1991 году был снят "Любовник". Вот в постели такой мужчина может быть диким и необузданным, чем собственно и привлекателен.