Для выживания древнего человека важны были чувствование и интуиция. Эмоции выполняли свою познавательную (и защитную) функцию, а подсознание самостоятельно обучалось и выдавало нужные решения, чтобы его владелец не помер с голода (можно сказать – сетевое обучение внутреннего искусственного интеллекта). По сути – это древнейший экономический интеллект. Хотя, конечно, чувственное познание и интуиция и сейчас не помеха, а, даже наоборот. Постепенно, эволюционно человек методом проб и ошибок (нативное эмпирическое обучение), используя эти самые эмоции и интуицию, приобретал знания хозяйствования, которые первоначально были имплицитными («делаю, но объяснить не могу») – формировался экономический интеллект. Со временем, по мере развития вербальных способностей, знания становились эксплицитными – такими, какие можно передавать другим (социализация знаний). Получается так, что наши наука и образование (в значительной их части) – это механизмы формирования экономического интеллекта. Вопрос только в их эффективности – какая часть знаний по факту работает и дает экономическую отдачу – «живые знания» как триада – знания, умения, навыки? Вот тут большие проблемы…
Как еще формируется экономический интеллект, кроме «ознанивания» (сам придумал это словечко)? А выделением двух частей:
1) производство – база;
2) управление производством – надстройка.
Фактически такое выделение существует как в реальной экономической деятельности – на предприятиях создается производственная (цеха, участки, рабочие) и управленческая (управляющие службы, менеджеры) системы, так и в интеллектуальной – в голове осуществляется интеллектуальная деятельность по решению какой-то проблемы (технологическое профессиональное мышление) и интеллектуальная управленческая деятельность (осознание, целеполагание, прогнозирование, планирование, структурирование, мотивация, контроль) направленная на эту интеллектуальную производственную деятельность. Активность надстройки определяет уровень развития экономического интеллекта.
Но! Для того, чтобы эта управленческая интеллектуальная деятельность осуществлялась нужно волевое внимание, а воля – это уже черта характера. Так что экономический интеллект формируется и работает в благоприятной характерологической среде (все взаимосвязано в человеке!) – воля, целеустремленность, трудолюбие, плодотворные (продуктивные) ценности и мотивы, активность, лидерство...
«Изюминкой» экономического интеллекта является особое мировоззрение человека, умение видеть реальность «под углом» выгоды, пользы, экономической отдачи – это то, что мы называем, предприимчивостью, экономической прозорливостью, практичностью.
Ну и, безусловно (о чем я писал в предыдущих статьях), экономический интеллект является производным от эмоционального, продукционного (мышления), социального и креативного – если они слабенькие, то он никак не может быть сильным.
Таким образом, экономический интеллект это:
0) природно-заложенные интуитивные и подсознательные способности;
1) производственная база – «живые» знания, умения, навыки применительно к чему-либо (специализированные) – то, что мы определяем как профессионализм;
2) интеллектуальная управленческая надстройка – осознание, целеполагание, прогнозирование, планирование, структурирование, мотивация, контроль;
3) продуктивный набор черт характера;
4) особое мировоззрение, восприятие мира – «с позиции выгоды».
Но, не все так просто… Окружающая среда – это «кривое зеркало», точнее – «кривое правилО (от слова править, направлять. формировать)». Поэтому-то оказывается, что экономически успешны обманщики, мошенники, воры и пройдохи. Так что, норма (стандарт) наполнения экономического интеллекта определяется тем временем и обществом, в котором мы живем, и «продуктивный набор черт характера» – как я назвал эту составляющую – может быть совершенно разным и далеко не всегда нравственным, этичным.
Вот так!