©, Оля Тихонова, 2020
Сегодня практически каждый второй заказ на детский день рождения - заказ на праздник-квест - модная форма мероприятия.
Среди заказчиков бытует мнение, что «праздник с аниматорами - это скучно, а квест - прекрасно/хорошо». Словно в самом сочетании букв - К_В_Е_С_Т - заключена какая-то магия!
Начнешь же выяснять, что такого привлекательного в квесте по сравнению с обычной игровой программой и клиент двух слов связать не может, теряется, сердится...
- Кто ведет праздник?
- Аниматоры.
- Почему с аниматорами на празднике скучно?
- ... (назовет миллион причин)
- А почему должно стать весело, если те же аниматоры ведут квест?
- ... (недоумённое молчание)
Вот и получается, что слово КВЕСТ - та же «ХАЛВА» (сколько не повторяй, во рту слаще не станет).
Давайте разбираться: что такое #КВЕСТ, как его готовят и «с чем его едят».
В содержании - это ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ИГРА. Ее важнейшие элементы или «три кита» всякого квеста:
- легенда (сюжет);
- исследование мира (движение, перемещение, «путешествие);
- решение в игровом процессе головоломок и задач (в основном интеллектуальных!).
Если с первыми двумя пунктами проблем нет, то третий - вызывает у меня сомнения и опасения (а у вас?).
Давайте признаемся честно, дети приходят на праздник не для того, чтобы РЕШАТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ.
Задача праздника: ЧТОБЫ БЫЛО ВЕСЕЛО!
Если ваш ребенок не покатывается со смеху при решении логических задач, то стоит задуматься - а нужен ли ему квест в своей чистой форме?
Из истории детских праздников в форме квеста
Пару лет назад появилась мода на походы в стационарные квесты (по типу «Выйти из комнаты») и родители массово повели туда детей отмечать дни рождения. Но очень быстро участники процесса столкнулись с проблемой - «ЭТО НЕ ПРАЗДНИК!».
Основные и, как выяснится в последствии, неразрешимые противоречия состояли в следующем:
1. Пропускная способность стационарного квеста 4-5 человек, а на праздник обычно приглашают... (сколько? правильно, гораздо больше...)
Пытаясь преодолеть ограничения по количеству гостей, родители вели детей туда, где в одном помещении было несколько комнат-квестов. Дети делились на мелкие группки и расходились по разным комнатам (не обходилось без слез: все хотели быть в группе с именинником).
Окончив прохождение квеста дети собирались вместе минут на 20-30 в малюсенькой комнатке за тортом и после расходились по домам. Ощущение присутствия на празднике часто не возникало.
А в некоторых случаях, когда гости были мало знакомы друг с другом и с именинником (бывает и такое), дети даже не могли сказать у кого на дне рождения они побывали.
При этом тематика квестов на одном празднике была разная для каждой группки: кто-то разгадывал загадки египетской мумии, кто-то спасался от зомби, а третьи могли искать пиратские сокровища.
Никакой цельности праздника не ощущалось - дети выходили с разным опытом, словно побывали на разных праздниках.
Родители стали приглашать нас с «хоть какой-нибудь программой после квеста, ЧТОБЫ БЫЛО ПОХОЖЕ НА ПРАЗДНИК!».
2. Длительность квеста час-полтора... Все это время дети находятся в маленькой убогой комнатке и должны (часто САМОСТОЯТЕЛЬНО) РЕШАТЬ ГОЛОВОЛОМКИ.
Поскольку родители не видели, что происходит в этих комнатках (организаторы квестов часто запрещали им присутствовать вместе с детьми, убеждая, что «дети должны сами... так интереснее... по-честному...»), то папы и мамы никак не могли повлиять на ситуацию и не сразу поняли, что происходит. А происходила банальная профанация мероприятия.
То, что я лично наблюдала в одном из подобных заведений:
- пустая комната с кроватью, заправленной «окровавленной» простыней;
- инструктор дает вводные: это номер гостиницы, где произошло убийство;
- инструктор уходит, оставляя детей одних;
- дети должны «провести расследование» и раскрыть имя убийцы, его мотивы и проч.;
- в решении задачи детям должны помочь неявные «подсказки», размещенные где-то в этой же комнатушке: ключ на подоконнике, ботинок под кроватью, ежедневник с адресами и телефонами на столе...
ДЕТЯМ ДЕВЯТЬ ЛЕТ и ОНИ ОДНИ в комнате!
Обычно дело заканчивалось тем, что минут через десять дети доставали телефоны и начинали играть в ожидании пока их выпустят есть торт.
3. Разновозрастность детских групп так же стала проблемой абсолютно неразрешимой в этих условиях.
Интеллектуальный уровень восьмилеток и двенадцатилеток (я уже молчу, про детей-дошкольников) ставил жирный крест на любых попытках совместной деятельности в подобной форме и месте.
Но самым худшим вариантом были квесты-ужастики: квесты в темноте или квесты с приглашенными для «пугания» детей аниматорами.
Опять же из личного опыта: семилетних мальчиков привели в квест «Прятки в темноте».
Они не то что не смогли его пройти, они НЕ СМОГЛИ В НЕГО ВОЙТИ - они испугались уже в «предбаннике», где был приглушен свет.
А когда детям объяснили, что они должны что-то искать в абсолютно темной комнате, то мальчишки закатили дикую истерику - громко рыдали, кричали, прятались под пледами, в панике пытались выбежать на улицу...
Об этой ситуации я писала здесь: "ОНИЖЕДЕТИ" или мальчик-умнее-всяких-книг (часть 2)
Мода проводить детские дни рождения в маленьких стационарных квестах закончилась так же внезапно, как и началась, не продержавшись и года. Но мода на праздник в форме квеста никуда не делась: запрос на такой праздник возникал в заявках клиентов все чаще...
Почему не надо платить аниматорам за квест "12 записок"
Аниматоры-шаромыги в деле: безответственные, самонадеянные, опасные.
Каждый читатель имеет право быть несогласным с мнением автора.
Подписывайтесь на мой канал Оля Тихонова в Дзене Спасибо!