Доцент Амбарцумян, читавший будущим педагогам лекции по «Введению в психологию», окинул аудитории, в основном девичью, огненным взглядом и возгласил дерзко, без пауз:
– Если бы коровы, как и вы, умели читать, они начали бы чтение с детективов, чтобы знать, отчего помереть можно. Но закончили бы непременно чтением любовных романов – нужно же понять, как можно не только прожить долго, но и счастливо продолжиться в потомстве, что является основным назначением не только коровы, но и вашим. Поэтому записываем тему сегодняшней лекции: «Факторы риска современного брака».
Доцент читал свои лекции дерзко, но безошибочно: ни одна девица-студентка не возмутилась лихим сравнением педагогинь с коровами, потому что доцент обещал провести через страшные, неизведанные трудности добрачной жизни к тихому уюту супружества. Ради этого стоило вытерпеть и дерзости сравнения, и жёсткие требования психологической науки.
А доцент диктовал под запись:
– Выделяются главные факторы риска при вступлении в брак. Их великое множество, и первый фактор – ранний возраст. Он всегда даёт ошибку, связанную с тем, что дурра-девушка любит не этого мужчину – она любит саму любовь! Ей важен восторг, она обожает именно это чувство любви – никогда не выходите за того, в кого влюбились!
Девушки возмущённо шептались – и неотрывно записывали!
Факторы риска катились один за другим, конца им не было.
Опасно быть умнее, образованнее и старше жениха – придётся постоянно изображать и показывать, какой муж гений, как вы прислушиваетесь к каждому его слову и восхищаетесь глубинами его мудрости.
Обречён брак при значительной разнице в социальных слоях – самый славный и мягкий муж-автослесарь недолго протянет рядом с женой-хирургом.
Катастрофична гетерогенность – это страшное слово означает в нашей ситуации разнородность, несовпадение в культурном уровне. Потому что если жена обожает Лепса, а муж – «Болеро» Равеля, то даже самая гармоничная и эротичная совместная поза в постели закончится выяснением причин развода в суде.
Огромная беда – воспитание одного из супругов в неполной семья, а таких сейчас великое множество. Девушка, выросшая без папы, чаще всего несёт в себе страшную бомбу двух поколений – бабушки, поднимавшей будущую маму в одиночку, и мамы, с детства впитавшей в себя бабушкин яд убеждения: «ИМ всем от тебя ОДНОГО только и нужно!» – и передавшей эту отраву и на подсознательно-чувственном, и на вербальном уровне уже своей дочке.
Но и парень, выросший без отца, под рукой опять же двух домашних женщин – бабушки и матери – да ещё раздёрганный школьным женским учительским коллективом, где только редкие физрук и трудовик давали какие-то грани мужского поведения, просто не знал, что и как делать с девушкой, оказавшейся у него в руках. Отсюда гениальная формулировка, переданная частушкой:
– Ты почто меня ударил толстым дрыном по плечу?
– Я пото тебя ударил – познакомиться хочу!
Бедой является и то, что и у парня, и у девушки скорее всего нет братьев и сестёр, то есть опять же отсутствует привычная линия поведения в общении с противоположным полом. В советское время огромное количество школьных дел давали ученикам возможность общаться в школе неформально, то есть не как ученикам, а как мальчикам и девочкам. Это и выпуск стенгазет, и сбор макулатуры, и походы за металлоломом, и подготовка вечеров, и концерты, и дежурства по школе, и уборка классов, да-да, она, родимая, когда нужно было отмывать столы и стены, а это совместное с НЕЙ дело сулило столько приятных неожиданностей (а у умного учителя все эти чисто формальные дела давали возможность общаться, что-то делать, нести, тащить, просто однажды получить повод потрогать Ленку за коленку…нет, учитель это не организовывал – просто возникал для ребят великий случай!)
Сейчас все после уроков бегут прямиком к репетитору, а родитель скандирует:
– Сначала ЕГЭ, а потом любовь!
Огромная проблема – добрачная и, не бай Бог, ранняя беременность, которая становится ловушкой для юных пар. Он чувствует себя обязанным, она – попавшейся, отсюда точный термин – «залетела», как птичка в глупую ловушку, из которой есть благородный и бесперспективный выход – ранний брак. Который почти стопроцентно развалится.
При этом появляется ещё один фактор риска: родители, которые твёрдо знают, что их сокровище досталось не тому человеку, которого они хотели бы видеть обладателем. Это не нужно произносить вслух, это читается между строк и обязательно разрушит брак, как бы внешне всё ни выглядело доброжелательно.
Самое поразительное – и короткий, очень короткий срок добрачных отношений, и очень длительный – оба эти пути ведут в тупик, разрушая брак.
Есть и дополнительные, предельно разрушительные факторы, ломающие брак: месть («Ах, он был такой несговорчивый, что я выйду за Серёгу назло ему!»). Скука и одиночество («И Ленка, и Василиса, и Анжелка уже вышли, а я …») Настойчивость родни, друзей, знакомых («Уж у людей давно по ребёнку, а ты всё одна, когда же!»)
И совершенно все эти факторы не просто угрожают – они несут беду вашим отношениям, не давая им превратиться в настоящий брак.
Что же делать? Нужно делать только одно. Забыть обо всём и строить свою, именно свою семью, свой брак, своё будущее – только так можно преодолеть все эти совершенно потрясающие факторы, которые угрожают именно вашему браку.