Найти тему
Crazy Historian

День мертвых в Древней Греции

Оглавление

Причем здесь Дионис?

Анфестерии - это сезонные празднества в честь Диониса в древней Греции, самые древние и самые важные, из посвященных этому богу. По степени общественной значимости они стояли ниже легендарных Элевсинских мистерий, но и «вакханалиями» в негативном смысле этого слова не были. Что же они из себя представляли?

«Жрица Вакха», Джон Кольер
«Жрица Вакха», Джон Кольер

Здесь нам открывается мистическая сторона культа Диониса, согласно которой он - бог смерти и возрождения, именно, воскресающий бог, благодаря своей смертной природе и первой матери Персефоне, тесно связанный с царством Аида, куда он спускался, чтобы вызволить свою вторую, земную, мать Семелу и сделать ее богиней!

В пьесе Аристофана «Лягушки» Дионис, озабоченный судьбой театра, собирается вывести в царство живых Еврипида, но в последний момент меняет свое решение и выбирает Эсхила.

Похороны в Древней Греции. Античная чернофигурная керамика.
Похороны в Древней Греции. Античная чернофигурная керамика.

По своему значению этот праздник, длившийся несколько дней, похож на День всех святых в католических странах, который в светском формате празднуется как Хеллоуин. Но время его проведения отличалось: не с 31 октября на 1 ноября, а в феврале. Именно в этом месяце в Греции появлялись первые весенние цветы. Как бы, «поры земли» открываются и вместе с первой весенней растительностью на свободу вылетают души умерших!

Череп с «ушами». Бабочка символизирует бессмертие души. Мозаика из Помпей.
Череп с «ушами». Бабочка символизирует бессмертие души. Мозаика из Помпей.

Как и сегодня в День всех святых в Мексике, души умерших приглашали разделить трапезу с живыми, всячески старались заслужить их благосклонность на следующий год, но потом обязательно провожали обратно в царство Аида.

Плодородие и богатство во всех земледельческих культурах тесно связан с представлением о могуществе подземного мира. Так было не только в Греции, но и у древних германцев, например (вспомним «Легенду о нибелунгах» и дракона, который всегда живет в пещере и охраняет несметные сокровища).

Расписание Анфестерий по дням.

Первый день 

Назывался «Пифогия» от греческого слова «пифос», сосуд для вина. В этот день открывали пифосы с вином из урожая прошлой осени. Делалось это в святилище Диониса «на Болоте»: люди сначала делали возлияние богу, а потом пробовали вино сами.

Современный праздник молодого вина Божоле во Франции. Фото из открытых источников.
Современный праздник молодого вина Божоле во Франции. Фото из открытых источников.

Второй день

Назывался “Кувшины» (Choes). В этот день проводились состязания по питью вина, чем-то напоминавшие позднейшие ярмарочные развлечения. Соревнования - агоны (не только в спорте и ораторском искусстве, но и порой в достаточно спорных вещах) имели свое мистическое значение. Они символизировали обновление жизни.

Во второй день также проводилось шествие, которое воспроизводило вхождение Диониса в город. По легенде, бог появлялся с моря, поэтому, предположительно, царя-архонта, который играл его роль провозили на ладье, к которой были приставлены колеса. Его сопровождала большая толпа в костюмах сатиров и нимф, музыканты и жертвенный бык.

Именно во второй день происходил один таинственный ритуал (!), подробности которого до конца не известны. В древней резиденции царей Буколее происходила встреча «Диониса» и супруги царя-архонта. Предполагается, разыгрывался священный брак! Вероятно, бога изображал сам архонт, но это не точно... Этот ритуал символизировал союз бога с городом, примерно как брак венецианского дожа с Адриатическим морем.

Цветочные Анфестерии на Пафосе. Современная версия. Фото из открытых источников.
Цветочные Анфестерии на Пафосе. Современная версия. Фото из открытых источников.

Третий день

Напрямую посвящался душам умерших. Произносились молитвы мертвым, из разных злаков готовилась специальная жидкая каша - panspermia (что-то наподобие знакомой нам поминальной кутьи). Это блюдо надо было сьесть до темноты. С приходом ночи все кричали ритуальную формулу: «Вон души! Анфестериям конец!» и провожали усопших обратно в Царство мертвых.

Вот так необычно преломляются со временем древние традиции, многие из которых проникли в современную жизнь, хотя большинству людей не понятно, откуда они взялись. Теперь Вы знаете.