Причем здесь Дионис?
Анфестерии - это сезонные празднества в честь Диониса в древней Греции, самые древние и самые важные, из посвященных этому богу. По степени общественной значимости они стояли ниже легендарных Элевсинских мистерий, но и «вакханалиями» в негативном смысле этого слова не были. Что же они из себя представляли?
Здесь нам открывается мистическая сторона культа Диониса, согласно которой он - бог смерти и возрождения, именно, воскресающий бог, благодаря своей смертной природе и первой матери Персефоне, тесно связанный с царством Аида, куда он спускался, чтобы вызволить свою вторую, земную, мать Семелу и сделать ее богиней!
В пьесе Аристофана «Лягушки» Дионис, озабоченный судьбой театра, собирается вывести в царство живых Еврипида, но в последний момент меняет свое решение и выбирает Эсхила.
По своему значению этот праздник, длившийся несколько дней, похож на День всех святых в католических странах, который в светском формате празднуется как Хеллоуин. Но время его проведения отличалось: не с 31 октября на 1 ноября, а в феврале. Именно в этом месяце в Греции появлялись первые весенние цветы. Как бы, «поры земли» открываются и вместе с первой весенней растительностью на свободу вылетают души умерших!
Как и сегодня в День всех святых в Мексике, души умерших приглашали разделить трапезу с живыми, всячески старались заслужить их благосклонность на следующий год, но потом обязательно провожали обратно в царство Аида.
Плодородие и богатство во всех земледельческих культурах тесно связан с представлением о могуществе подземного мира. Так было не только в Греции, но и у древних германцев, например (вспомним «Легенду о нибелунгах» и дракона, который всегда живет в пещере и охраняет несметные сокровища).
Расписание Анфестерий по дням.
Первый день
Назывался «Пифогия» от греческого слова «пифос», сосуд для вина. В этот день открывали пифосы с вином из урожая прошлой осени. Делалось это в святилище Диониса «на Болоте»: люди сначала делали возлияние богу, а потом пробовали вино сами.
Второй день
Назывался “Кувшины» (Choes). В этот день проводились состязания по питью вина, чем-то напоминавшие позднейшие ярмарочные развлечения. Соревнования - агоны (не только в спорте и ораторском искусстве, но и порой в достаточно спорных вещах) имели свое мистическое значение. Они символизировали обновление жизни.
Во второй день также проводилось шествие, которое воспроизводило вхождение Диониса в город. По легенде, бог появлялся с моря, поэтому, предположительно, царя-архонта, который играл его роль провозили на ладье, к которой были приставлены колеса. Его сопровождала большая толпа в костюмах сатиров и нимф, музыканты и жертвенный бык.
Именно во второй день происходил один таинственный ритуал (!), подробности которого до конца не известны. В древней резиденции царей Буколее происходила встреча «Диониса» и супруги царя-архонта. Предполагается, разыгрывался священный брак! Вероятно, бога изображал сам архонт, но это не точно... Этот ритуал символизировал союз бога с городом, примерно как брак венецианского дожа с Адриатическим морем.
Третий день
Напрямую посвящался душам умерших. Произносились молитвы мертвым, из разных злаков готовилась специальная жидкая каша - panspermia (что-то наподобие знакомой нам поминальной кутьи). Это блюдо надо было сьесть до темноты. С приходом ночи все кричали ритуальную формулу: «Вон души! Анфестериям конец!» и провожали усопших обратно в Царство мертвых.