По заявкам читателей!
Моя прошлая публикация, где я предлагал три фэнтези-романа для тех, кому не очень нравится фэнтези, оказалась достаточно популярной, чтобы я задумался о продолжении, которое обещал.
Перед тем, как начать список, давайте поясню: я пытаюсь подобрать разные книги, которые могут понравиться разным типам читателей. Далеко не факт, что вам приглянется всё, что тут предлагается. Но я стараюсь найти нечто такое, в чём можно углядеть изюминку.
Начнём, пожалуй!
1. Терри Пратчетт, цикл о "Плоском Мире". Например, "Бац!" (он же "Шмяк").
Как и во многих случаях с циклами, главная трудность в том, чтобы сказать, какую книгу прочитать на пробу. В отличие от других авторов, Терри Пратчетт сразу начал с высокой литературной планки (на мой взгляд), однако проблема в том, что его ранние книги скорее высмеивают штампы фэнтези. А мы же решили, что ищем книги для тех, кто с фэнтези не в ладах, и кому эти штампы, скорее всего, малознакомы.
Однако последующие книги Праттчетта скорее являются более или менее тонкой общественно-политической сатирой. Монетарная политика, пресса, миграция - всё попадает под объектив внимания сэра Терри, превращаясь в фэнтези-мире в своё странное и причудливое отражение. Здесь, я думаю, любой читатель найдёт что-то интересное.
Я бы порекомендовал две книги. "Мрачный Жнец" хорош тем, что может быть легко понят даже теми, кто не читал никаких других книг. "Бац", он же "Шмяк" более сложен, хотя Праттчетт всегда пишет так, чтобы, по крайней мере номинально, его книги можно было понять без знания предыдущих. Я думаю, что разобраться можно. "Бац" - это изысканное сочетание политической сатиры (в сфере межкультурных контактов и мультикультурализма) с довольно интересно закрученным детективным романом. Мне кажется, что с точки зрения композиции, "Бац" - это одно из произведений, не уступающих классике мировой литературы.
Что касается "Мрачного Жнеца", то на нём - как по мне, - лежит лёгкий налёт "Понедельник начинается в субботу" Стругацких, хотя тут трудно сравнивать. Это отчасти, хотя и не полностью, саркастическое изображение научной сферы деятельности, перенесённой в область магии.
Праттчетт использует фэнтези как инструмент, во-первых, для того, чтобы обнажить нервы современной общественной жизни, а во-вторых, для того, чтобы продемонстрировать игру своего ума. Захватывающе, умно, и по меньшей мере забавно.
— Я знаю, тебе нравится иронизировать, сержант, но в мире происходит много того, о чем мы не знаем.
— Что, например? — парировал Колон — Назови мне хоть что-нибудь, что происходит в мире и о чем мы не знаем? Не можешь, а?
Сэр Рейнольд откашлялся. — Есть одна теорриау, — проговорил он тщательно подбирая слова, как обычно говорят люди, ставшие свидетелями работы Шнобби-Колновского мозгового треста. — но к соужалению, под записки Методии Плута можно подвести почти любую теоррииу.
Записки расположены в книге в произвольном порядке. Некоторые из них очень… странные.
— Более странные, чем «Ты не цыпленок»? — спросил Фред.
— Вампир, стремящийся вступить в стражу? — Ваймс откинулся на спинку кресла. — Я не могу до конца объяснить себе это желание, «Салли».
— Это интересная работа на свежем воздухе, предоставляющая широкие возможности для оказания помощи населению, коммандер Ваймс.
— Хмм… — ответил Ваймс — Если вы способны говорить об этом без улыбки, то из вас может получиться полицейский.
2.Урсула Ле Гуин, "Планета Роканнона".
Первый роман знаменитой писательницы Урсулы Ле Гуин (я, кстати, как-то обсуждал её советы о том, как писать хорошее фэнтези) - своеобразное смешение фантастики и фэнтези. Действие происходит на одной из дальних планет, где сложилась героически-фэнтезийная цивилизация, в которую невольно оказывается включён этнолог из нашего мира.
В этой книге нет магии в традиционном смысле слова, но и научной фантастикой эту историю не назовёшь. Скорее, это героическая сага. При этом главный герой не просто исследует мир - он сталкивается с вызовом, который представляет угрозу для его собственой цивилизации. Более того, ему постепенно приходиться сживаться с миром, понимать его, раздвигать границы привычной нормы. Это непросто даже для этнолога. По существу своему, это история напоминает рассказы XIX века о путешествиях в дикие края, хотя и с телекинезом и прочими "псионическими способностями". Главный герой постоянно балансирует на грани между восторгом учёного, обнаружившего необычную цивилизацию, и всё более затягивающим его миром, словно бы сном, в котором он не может проснуться...
Многие жители Халлана, самой северной твердыни ангья, до этого фииа никогда не видели, но все знали сказания об этом народе и знали о древнем запрете причинять ему зло. Нападение, пусть даже сколь угодно кровавое, на какой-нибудь из их собственных, ангья, замков в их представления о мире вполне вписывалось, однако нападение на маленьких фииа для них было святотатством. В них боролись теперь страх и гнев. Вечером того же дня, уже в своей комнате в башне, Роканнон услышал шум внизу, в Зале Пиршеств: это ангья Халлана извергали потоки метафор и метали громы и молнии гипербол, клянясь победить врага. Ангья хвастливы, мстительны, высокомерны, упрямы; у них не было письменности, а в языке отсутствовала форма первого лица для глагола «не мочь». Богов в сказаниях ангья не было, а были только герои.
3. Пол Андерсон, "Три сердца и три льва".
Ещё одна история на стыке фэнтези и научной фантастики. На этот раз - об учёном, попавшем в мир сказок и легенд. Однако Пол Андерсон не стал писать что-то вроде "Янки при дворе Короля Артура" или, тем более, "Ивашки из дворца пионеров" - и потому-то, в отличие от Марка Твена, ему удалось создать историю, которая попадает в рамки жанра фэнтези. Мир, в который попадает герой, не становится менее сказочным от того, что в него попал учёный. Трезвомыслящий взгляд здесь не разрушает волшебство, а приспосабливается к нему. Знания современного человека направлены не на то, чтобы манипулировать сказкой, а чтобы стать её героем.
Автору удалось всюду соблюсти удивительное сочетание стилистических регистров. Легкий, нежный, печальный стиль фэнтези иногда перерастает в грубую, удалую сказку-побасёнку, чтобы смениться ироническими пассажами, отражающими скептический ум учёного. С самого начала и почти до конца Андерсону удаётся поддерживать своеобразный многомерный взгляд на мир, и, собственно, выбор позиционирования по отношению к истории - это главная задача читателя. Вообще, когда у читателя возникают колебания между мистическим и рациональным объяснением, это, на мой взгляд, признак высокого искусства писателя.
Тот же автор написал рассказ "Царица ветров и тьмы" - историю о поселенцах на дальних планетах, которые вдруг обнаружили, что фермеры начали верить в фей и троллей. Тоже очень интересная смесь фэнтези и научной фантастики, хотя здесь уже - с явным уклоном в последнюю.
Россказни о проклятьи, лежащем на золоте, которое забирали у
превращенных солнечными лучами в камни великанов, оказались чистейшей правдой. Во время превращения углерода в кремний возникали радиоактивные изотопы, и счет исходного продукта шел на тонны.