Найти в Дзене

Elva-Courier – малоизвестный британский родстер.

В Великобритании в ХХ веке существовало огромное количество мелких независимых производителей, о которых сейчас уже мало кто помнит. В 1950-1960-х годах очень популярны были спортивные и гоночные модели, купе и родстеры. Они собирались с использованием распространенных узлов серийных машин и поэтому были недороги и доступны широкому кругу покупателей. Их приобретали как для обычных поездок, так и для участия в гонках. Ведь как известно, англичане – завзятые спортсмены, их хлебом не корми – дай в чем-нибудь посоревноваться! Именно таким был герой нашего рассказа. История возникновения предприятия Elva началась сразу по окончании Второй Мировой Войны. Тогда в городке Бэнкси-он-Си, что в графстве Сассекс, некто Фрэнк Николс открыл авторемонтную мастерскую, которая специализировалась на обслуживании спортивных автомобилей. Мастерская носила название Chapman Sports Motors. Спустя некоторое время Николс сам занялся проектированием и изготовлением спортивных машин, первая его машина пол

В Великобритании в ХХ веке существовало огромное количество мелких независимых производителей, о которых сейчас уже мало кто помнит. В 1950-1960-х годах очень популярны были спортивные и гоночные модели, купе и родстеры. Они собирались с использованием распространенных узлов серийных машин и поэтому были недороги и доступны широкому кругу покупателей. Их приобретали как для обычных поездок, так и для участия в гонках. Ведь как известно, англичане – завзятые спортсмены, их хлебом не корми – дай в чем-нибудь посоревноваться!

Именно таким был герой нашего рассказа. История возникновения предприятия Elva началась сразу по окончании Второй Мировой Войны. Тогда в городке Бэнкси-он-Си, что в графстве Сассекс, некто Фрэнк Николс открыл авторемонтную мастерскую, которая специализировалась на обслуживании спортивных автомобилей. Мастерская носила название Chapman Sports Motors. Спустя некоторое время Николс сам занялся проектированием и изготовлением спортивных машин, первая его машина получила обозначение CSM – по названию мастерской. В 1955 году он основал компанию Elva, название которой представлял собой произнесенную на английский манер французскую фразу “Elle va”, что означает “она идёт”.

Elva - прототип 1955 года.
Elva - прототип 1955 года.

Первые три года компания строила чисто гоночные автомобили малого класса, которые имели трубчатые рамы и оснащались серийными двигателями Ford-Ten с верхнеклапанной головкой блока Weslake, впоследствии на машины ставили гоночный мотор Coventry-Climax объемом 1,1 л. Подвеска машины была от серийных Standard-Ten (передняя) и Ford-Anglia (задняя). Машины были успешны на гоночных трассах Англии и США.

Гоночная Elva-MkIIb на трассе Sebring, 1958 год.
Гоночная Elva-MkIIb на трассе Sebring, 1958 год.

В 1958 году появилась первая и единственная дорожная машина компании Elva – модель Courier. Прототип был построен на пространственной трубчатой раме с алюминиевым кузовом и оснащен серийным двигателем ВМС серии “B”. Серийный же вариант получил легкий стеклопластиковый кузов и 1,5-литровый двигатель от родстера MGA.

Elva-Courier 1958 года.
Elva-Courier 1958 года.

Внешность родстера была простая и вместе с тем эффектная. Это был низкий открытый 2-дверный автомобиль с низкой линией капота, изгибом боковой линии в районе дверей, смещённым к задним колесам салоном, небольшими плавничками на задних крыльях, аккуратными бамперами. Кузов выглядел скромно, без излишних украшательств, но приятно и сбалансировано.

Elva-Courier 1958 года.
Elva-Courier 1958 года.

Наружных зеркал заднего вида не было – имелось лишь одно салонное, размещенное по центру передней панели. В салоне находилось два ковшеобразных кожаных сиденья. Появившийся четырьмя годами позже Triumph-Spitfire кое в чем напоминал Elva-Courier. Автомобиль был достаточно компактен – длина 3912 мм, ширина 1524 мм, колесная база – 2286 мм.

Elva-Courier 1958 года.
Elva-Courier 1958 года.

Двигатель MGA располагался спереди и приводил задние колеса. При рабочем объеме 1489 см3 он развивал 66 л.с. Как вариант, мог устанавливаться двигатель от Riley-1,5. Также от MGA машина получила 4-ступенчатую коробку передач и барабанные тормоза, от седана Riley-1,5 – зависимый задний мост, от Morris-Minor – рулевое управление. Передняя и задняя подвеска были разработаны самостоятельно. Легкая машинка массой 620 кг могла разгоняться до 160 км/ч. Время разгона до 60 миль/ч составляло 9 с.

Гоочный Elva-MkII 1960 года.
Гоочный Elva-MkII 1960 года.

Похожих родстеров в то время в Англии было предостаточно. Можно вспомнить такие модели как Austin-Healey-Sprite, Fairthorpe-Electron, Ginetta-G4, GSM-Delta, Lotus-Seven, тот же MGA, Morgan-4/4, Sunbeam-Alpine, Triumph-TR3, Turner-Sports.

Elva-Courier 1960 года.
Elva-Courier 1960 года.
Реклама Elva-Courier.
Реклама Elva-Courier.

Ладная машинка приобрела популярность, её охотно покупали, особенно за рубежом. На британском рынке она также продавалась в виде сборочного комплекта (кит-кар), что позволяло покупателям экономить на налогах. В 1960 году появилась версия с мотором объемом 1,6 л мощностью 80 л.с., в 1961 году его мощность повысили до 86 л.с.

Салон Elva-Courier MkII 1961 года.
Салон Elva-Courier MkII 1961 года.
Elva-GT Courier Coupe 1961 года.
Elva-GT Courier Coupe 1961 года.

До 1961 года выпустили около 700 машин, после чего производство ненадолго остановили. В 1961 году компания пережила внутреннюю перестройку из-за финансовых проблем и получила наименование Elva Cars Ltd. В конце 1962 года Courier по лицензии стала производить другая британская компания, Trojan из города Парли в графстве Суррей. Машина была модернизирована (MkIII) – появился двигатель от модели MGB, его немного сдвинули вперед, а рама стала делаться из труб квадратного сечения.

Elva-Courier MkIII 1963 года.
Elva-Courier MkIII 1963 года.

Также появились передние дисковые тормоза и независимая задняя подвеска. Рулевое управление и переднюю подвеску поставили от Triumph. С более мощным двигателем (1798 см3, 95 л.с.) значительно выросли динамические качества родстера – максимальная скорость выросла до 177 км/ч. Правда, устойчивость машины на дороге несколько ухудшилась.

Elva-Courier MkIII 1963 года.
Elva-Courier MkIII 1963 года.

Комплектная машина Elva-Courier MkIII продавалась за 965 фунтов стерлингов, а кит-комплект можно было приобрести за 716 фунтов. Также по заказу можно было установить менее мощный двигатель Ford (1,5 л, 78 л.с.), но этот вариант мало кого привлек.

Elva-Courier.
Elva-Courier.
Купе Elva-Courier.
Купе Elva-Courier.

Позднее появилась версия MkIV, на которой двигатель вновь вернули чуть назад, в остальном машина мало отличалась от MkIII. Помимо родстера, компания также предлагала и закрытые кузова купе для Elva-Courier.

Elva-Courier MkIV 1964 года.
Elva-Courier MkIV 1964 года.
Интерьер Elva-Courier MkIV 1964 года.
Интерьер Elva-Courier MkIV 1964 года.
Elva-Courier MkIV 1964 года.
Elva-Courier MkIV 1964 года.

Модернизированные версии Elva-Courier успешно участвовали в соревнованиях. Гоночные версии развали скорость до 209 км/ч.

Гоночный Elva-Courier.
Гоночный Elva-Courier.

Компания Trojan также со временем стала испытывать финансовые затруднения и в 1966 году перепродала права на производство Elva-Courier компании Кена Шеппарда из Радлетта, но и там сборка носила нерегулярный характер. В 1969 году производство окончательно свернули, за 11 лет выпустив около 500 родстеров и купе Elva-Courier. Компания была еще раз перепродана компании Тони Эллиса из Вндзора, тот попытался создать новое купе Cougar на базе Courier, но у него так ничего и не вышло.

Elva-Courier.
Elva-Courier.
Elva-Courier.
Elva-Courier.

А Фрэнк Николс бросил любимое детище еще раньше. В 1964 году было создано весьма красивое купе Elva-160XS с двигателем BMW, но удалось собрать лишь три прототипа. После этой неудачи Николс окончательно отошел от дел и занялся тем, что ему удавалось лучше - торговлей автомобилями в Сассексе.

Прототип Elva-160SX 1964 года.
Прототип Elva-160SX 1964 года.

Как бы то ни было, автомобиль Elva-Courier можно считать одним из лучших британских родстеров рубежа 1950-1960 годов – он был спортивным, легким, простым, успешным.

Elva-Courier 1958-1969 гг.
Elva-Courier 1958-1969 гг.

Если Вам понравилась статья, не забывайте ставить лайк и подписываться!

Искренне Ваш, Андрей.