В Великобритании в ХХ веке существовало огромное количество мелких независимых производителей, о которых сейчас уже мало кто помнит. В 1950-1960-х годах очень популярны были спортивные и гоночные модели, купе и родстеры. Они собирались с использованием распространенных узлов серийных машин и поэтому были недороги и доступны широкому кругу покупателей. Их приобретали как для обычных поездок, так и для участия в гонках. Ведь как известно, англичане – завзятые спортсмены, их хлебом не корми – дай в чем-нибудь посоревноваться!
Именно таким был герой нашего рассказа. История возникновения предприятия Elva началась сразу по окончании Второй Мировой Войны. Тогда в городке Бэнкси-он-Си, что в графстве Сассекс, некто Фрэнк Николс открыл авторемонтную мастерскую, которая специализировалась на обслуживании спортивных автомобилей. Мастерская носила название Chapman Sports Motors. Спустя некоторое время Николс сам занялся проектированием и изготовлением спортивных машин, первая его машина получила обозначение CSM – по названию мастерской. В 1955 году он основал компанию Elva, название которой представлял собой произнесенную на английский манер французскую фразу “Elle va”, что означает “она идёт”.
Первые три года компания строила чисто гоночные автомобили малого класса, которые имели трубчатые рамы и оснащались серийными двигателями Ford-Ten с верхнеклапанной головкой блока Weslake, впоследствии на машины ставили гоночный мотор Coventry-Climax объемом 1,1 л. Подвеска машины была от серийных Standard-Ten (передняя) и Ford-Anglia (задняя). Машины были успешны на гоночных трассах Англии и США.
В 1958 году появилась первая и единственная дорожная машина компании Elva – модель Courier. Прототип был построен на пространственной трубчатой раме с алюминиевым кузовом и оснащен серийным двигателем ВМС серии “B”. Серийный же вариант получил легкий стеклопластиковый кузов и 1,5-литровый двигатель от родстера MGA.
Внешность родстера была простая и вместе с тем эффектная. Это был низкий открытый 2-дверный автомобиль с низкой линией капота, изгибом боковой линии в районе дверей, смещённым к задним колесам салоном, небольшими плавничками на задних крыльях, аккуратными бамперами. Кузов выглядел скромно, без излишних украшательств, но приятно и сбалансировано.
Наружных зеркал заднего вида не было – имелось лишь одно салонное, размещенное по центру передней панели. В салоне находилось два ковшеобразных кожаных сиденья. Появившийся четырьмя годами позже Triumph-Spitfire кое в чем напоминал Elva-Courier. Автомобиль был достаточно компактен – длина 3912 мм, ширина 1524 мм, колесная база – 2286 мм.
Двигатель MGA располагался спереди и приводил задние колеса. При рабочем объеме 1489 см3 он развивал 66 л.с. Как вариант, мог устанавливаться двигатель от Riley-1,5. Также от MGA машина получила 4-ступенчатую коробку передач и барабанные тормоза, от седана Riley-1,5 – зависимый задний мост, от Morris-Minor – рулевое управление. Передняя и задняя подвеска были разработаны самостоятельно. Легкая машинка массой 620 кг могла разгоняться до 160 км/ч. Время разгона до 60 миль/ч составляло 9 с.
Похожих родстеров в то время в Англии было предостаточно. Можно вспомнить такие модели как Austin-Healey-Sprite, Fairthorpe-Electron, Ginetta-G4, GSM-Delta, Lotus-Seven, тот же MGA, Morgan-4/4, Sunbeam-Alpine, Triumph-TR3, Turner-Sports.
Ладная машинка приобрела популярность, её охотно покупали, особенно за рубежом. На британском рынке она также продавалась в виде сборочного комплекта (кит-кар), что позволяло покупателям экономить на налогах. В 1960 году появилась версия с мотором объемом 1,6 л мощностью 80 л.с., в 1961 году его мощность повысили до 86 л.с.
До 1961 года выпустили около 700 машин, после чего производство ненадолго остановили. В 1961 году компания пережила внутреннюю перестройку из-за финансовых проблем и получила наименование Elva Cars Ltd. В конце 1962 года Courier по лицензии стала производить другая британская компания, Trojan из города Парли в графстве Суррей. Машина была модернизирована (MkIII) – появился двигатель от модели MGB, его немного сдвинули вперед, а рама стала делаться из труб квадратного сечения.
Также появились передние дисковые тормоза и независимая задняя подвеска. Рулевое управление и переднюю подвеску поставили от Triumph. С более мощным двигателем (1798 см3, 95 л.с.) значительно выросли динамические качества родстера – максимальная скорость выросла до 177 км/ч. Правда, устойчивость машины на дороге несколько ухудшилась.
Комплектная машина Elva-Courier MkIII продавалась за 965 фунтов стерлингов, а кит-комплект можно было приобрести за 716 фунтов. Также по заказу можно было установить менее мощный двигатель Ford (1,5 л, 78 л.с.), но этот вариант мало кого привлек.
Позднее появилась версия MkIV, на которой двигатель вновь вернули чуть назад, в остальном машина мало отличалась от MkIII. Помимо родстера, компания также предлагала и закрытые кузова купе для Elva-Courier.
Модернизированные версии Elva-Courier успешно участвовали в соревнованиях. Гоночные версии развали скорость до 209 км/ч.
Компания Trojan также со временем стала испытывать финансовые затруднения и в 1966 году перепродала права на производство Elva-Courier компании Кена Шеппарда из Радлетта, но и там сборка носила нерегулярный характер. В 1969 году производство окончательно свернули, за 11 лет выпустив около 500 родстеров и купе Elva-Courier. Компания была еще раз перепродана компании Тони Эллиса из Вндзора, тот попытался создать новое купе Cougar на базе Courier, но у него так ничего и не вышло.
А Фрэнк Николс бросил любимое детище еще раньше. В 1964 году было создано весьма красивое купе Elva-160XS с двигателем BMW, но удалось собрать лишь три прототипа. После этой неудачи Николс окончательно отошел от дел и занялся тем, что ему удавалось лучше - торговлей автомобилями в Сассексе.
Как бы то ни было, автомобиль Elva-Courier можно считать одним из лучших британских родстеров рубежа 1950-1960 годов – он был спортивным, легким, простым, успешным.
Если Вам понравилась статья, не забывайте ставить лайк и подписываться!
Искренне Ваш, Андрей.