Знаменитую повесть "Сотников", как и многие другие произведения Василя Владимировича Быкова, сегодня можно с гордостью называть классикой военной прозы. Она была экранизирована (рекомендую посмотреть фильм после прочтения повести) Ларисой Шепитько в 1976 году, через шесть лет после первой публикации в журнале "Новый мир". В настоящей статье мне хотелось бы заинтересовать читателя (в особенности юного) возможностью выхода за рамки сюжетной линии с той целью, чтобы как можно глубже погрузиться в философскую проблематику повести. Итак, кто же наши герои?
Думаю, многие согласятся, что дух человека мало зависит от физического облика. Искалеченный и будто обезумевший от ран Сотников следует твёрдым моральным принципам, сохраняя ясность ума и не предавая нравственных убеждений. Зная, что на кону стоит собственная жизнь, ни на мгновение он не сомневается в своих принципах: «Да, физические способности человека ограничены в своих возможностях, но кто определит возможности его духа? Кто измерит степень отваги в бою, бесстрашие и твердость перед лицом врага, когда человек, начисто лишенный всяких возможностей, оказывается способным на сокрушающий взрыв бесстрашия?». В его устоях нет чего-то непостижимого для понимания. Весь его внутренний мир зиждется на служении чести, достоинству и добру. После смерти Сотникова Вселенная оставит добрую память о человеке, последней целью которого стало гордое принятие неизбежного. Его мощь - в силе духа.
Рыбак - дело другое. Он крепок телом, его сила - в армейской закалке. Через всю повесть можно проследить череду его мыслей о том, что Сотников стал обузой, что лучше будет, если товарищ спокойно умрёт, зато ему, Рыбаку, удастся вернуться к партизанскому отряду живым. Сила слепой веры в то, что этот исход для него наиболее удобен, с каждым часом становится всё сильнее, приближаясь к своему апогею. Может, Рыбак и был хорошим бойцом. Какое это имеет значение для того, кто предал Родину, товарища и себя самого лишь потому, что пытался избежать неминуемой гибели? Отдаю ему должное: он и сам отчётливо осознал, что начал гнить изнутри в тот самый момент, когда впервые задумался о «самосохранении» в ущерб чести и достоинству. Тут и возникает следующий вопрос: «...те, кто только и жаждет любой ценой выжить, заслуживают ли они хотя бы одной отданной за них жизни?» Рыбак так мучительно долго думал о том, как вырваться из плена надвигающейся смерти, что позабыл совсем о том, каким стойким и отважным был когда-то его дух. Он сломлен, близок к бесславной гибели.
Духовная гибель на фоне морального разложения гораздо страшнее физической смерти. Так может, на самом деле спасся только Сотников?
Двадцатый век ясно дал понять, что ценность человеческой жизни - это нерушимый, бесспорный, вечный Абсолют. Именно эта мысль кроется в произведениях великого белорусского писателя Василя Быкова. Читайте, друзья. Читайте и задавайте вопросы, пытайтесь искать на них ответы. Только развиваясь, мы способны сохранить в себе тягу к Абсолюту.