Добрый день, дорогие читатели!
Президент Владимир Путин определил цели на ближайшие десять лет. Он поручил правительству сделать образование доступным для всех граждан, независимо от доходов их семей. «Россия должна войти в число мировых лидеров по качеству общего образования, по объемам научных исследований и разработок», — сказал Путин.
Программы по развитию образования принимаются достаточно регулярно. Так в 2012 году Правительство утвердило государственную программу РФ «Развитие образования» на 2013– 2020 гг. Основной целью этой программы было повышение качества российского образования. Задачи программы:
- повышение эффективности реализации молодёжной политики;
- формирование «гибкой» системы непрерывного образования;
- «развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность» образования;
- модернизация образовательных программ и создание современной системы оценки качества образования. и т.д.
Основные ожидаемые результаты, обозначенные в программе, касающиеся школьной программы:
- улучшение результатов российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS, PISA);
- повышение удовлетворенности населения качеством образовательных услуг;
- повышение привлекательности педагогической профессии и уровня квалификации преподавательских кадров;
- создание условий для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни;
- увеличение доли образовательных услуг, оказываемых в рамках частно-государственного партнерства;
- повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного развития страны и т. д.
Рассмотрим, что выполнено. Индекс уровня образования в странах мира (Education Index) — это комбинированный показатель Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). Последний рейтинг был опубликован в 2018 году: 2013 год Россия - 36 место, 2017 - 27 место.
PIRLS — как школьники читают и понимают тексты, проходит циклично — раз в пять лет, участвовуют от 35 до 50 стран, оценивают два вида чтения, у детей начальной школы. Для проверки школьникам дают два текста: научно-популярный (информационный) и художественный. После чтения дети должны ответить на несколько вопросов к каждому. Вот примеры вопросов 2017 года.
В самом первом исследовании PIRLS-2001 Россия заняла только 16-е место из 35 стран. В конце 2017 года появились результаты последнего исследования PIRLS-2016, в котором российские школьники заняли первое место.
В рамках исследования TIMSS оценивается общеобразовательная подготовка учащихся 4 и 8 классов по математике и естественнонаучным предметам, а также подготовка учащихся 11 классов по углубленным курсам математики и физики.
Математики и физики радуют!!!!
PISA - международная программа образовательных достижений учащихся школ в возрасте 15- лет, национальным центром проведения исследования в РФ является "Федеральный институт оценки качества образования". Результаты России по годам
Здесь результаты менее впечатлительные, но само исследование довольно необычно. Мониторинг осуществляется методом случайной выборки учащихся, из числа тех, кому на момент исследования исполнилось 15 лет.
По первому пункту, можно сказать, прогресс есть. Но можно ли ориентироваться на эти международные исследования, можно ли по ним оценивать уровень образования школьников всей страны?
Есть ли удовлетворенность населения качеством образовательных услуг? Думаю, что судя по отзывам, хотя бы по подготовке и проведению ЕГЭ - 2020 - нет!
Третий пункт- что-то изменилось? Думаю, что нет?
Доступность профессионального образования? Тоже нет?
Вот в чем преуспели, так это в развитии частных государственных услуг. За эти годы появилось множество частных школ, оплачивать услуги которых способны только около 10 % населения, разрослась сеть курсов, онлайн-школ для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, да и просто "институт" репетиторства.
Что касается молодежной политики, то если у молодого человека нет уверенности в завтрашнем дне, то никакая " молодежная политика" не отвлечет его от обыденных забот: где работать? где жить? как жить? Объем бюджетных ассигнований Программы - составляет 4134329931,8 тыс. рублей,
- в том числе: на 2013 год - 506233060,5 тыс. рублей;
- на 2014 год - 418987694,7 тыс. рублей;
- на 2015 год - 441523516,5 тыс. рублей;
- на 2016 год - 466054260,1 тыс. рублей;
- на 2017 год - 511453700 тыс. рублей;
- на 2018 год - 548320600 тыс. рублей;
- на 2019 год - 597450200 тыс. рублей;
- на 2020 год - 644306900 тыс. рублей.
Как реализованы эти средства данных нет, так как не дождавшись сроков окончания, правительство РФ Постановлением от 26.12.2017 года принимает новую программу "Развитие образования" Сроки и этапы реализации Программы - 2018 - 2025 годы.
Новые сроки и новый бюджет, общий объем финансового обеспечения Программы - 31658304046,7 тыс. рублей, в том числе:
- на 2018 год - 3387974770,6 тыс. рублей;
- на 2019 год - 3527616916 тыс. рублей;
- на 2020 год - 3730258388,6 тыс. рублей;
- на 2021 год - 3879468724,2 тыс. рублей;
- на 2022 год - 4034647473,1 тыс. рублей;
- на 2023 год - 4196033372,1 тыс. рублей;
- на 2024 год - 4363874706,9 тыс. рублей;
- на 2025 год - 4538429695,2 тыс. рублей; из них: объем бюджетных ассигнований федерального бюджета - 2 1642 4374849999,1 тыс. рублей, ссылка.
Новые сроки - новые цели : качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций Российской Федерации в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS); повышением позиций Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) не ниже 20 места в 2025 году, в том числе: сохранением позиций Российской Федерации в 2018 году по естественнонаучной грамотности (диапазон 30 - 34 места), по читательской грамотности (диапазон 19 - 30 места) и повышением позиций Российской Федерации в 2021 году по естественно-научной грамотности не ниже 30 места, по читательской грамотности не ниже 25 места, по математической грамотности - не ниже 22 места; ссылка.
Что это, отредактировано, с учетом PIRLS, TIMSS, PISA ???? Судя по результатом исследований, именно так ! Судя по целям, программа 2013-2020 выполнена!!!
И вот поставлена новая задача, теперь на очередные 10 лет до 2030 года. "Чтобы Россия смогла войти в число лидеров по качеству общего образования к 2030 году, необходимо выполнить три условия: преодолеть цифровое неравенство, осуществить переподготовку педагогических кадров и помочь школьникам в выработке собственного мировоззрения". Такого мнения придерживается академик Российской академии образования Евгений Ямбург.
Всего лишь три условия, как Вы думаете выполнят? Скорее всего выполнять это придется новому министру просвещения, с новой программой, по сложившейся традиции, приходит и новый министр.
Кому не безразличны вопросы образования, у кого дети учатся в школе, пишите, комментируйте, интересно Ваше мнение!