Найти тему
Профессор риторики

"Троица" Андрея Рублева: КТО - КТО? Опыт риторического и этологического прочтения

Моя научная специальность – не только общая и русская риторика, но и современный русский язык, его история, а потому, конечно, и русская культура: ее истоки и становление, ее развитие и состояние.

И вот, каждый день проходя мимо храма Св. Живоначальной Троицы в нашем поселке Троицкий, смотря на изображение рублевской иконы на фронтоне, я все пыталась понять: кто же из трех ангелов, что молча беседуют над чашей, - кто? Бог Отец – который из троих? Кто Сын? Кто – Дух Святой?

-2

И конечно, сперва я невольно смотрела на икону как на изображение беседы. Ведь диалог, беседа, речевое поведение собеседников, их иерархия в беседе, расположение друг относительно друга, поза, направление взгляда, жесты, мимика – все, что можно запечатлеть в изображении – это предмет моего профессионального интереса.

С точки зрения этолога – специалиста по речевому поведению – рублевская «Троица» очень интересна. Мастер помещает прямо напротив зрителя ангела в пурпурном хитоне и лучезарно-синем, васильковом плаще-гиматии. Ангел в центре композиции. Он располагается и выше других двоих, и кажется даже крупнее. Византийская традиция предоставляла эту иерархически главную позицию Богу-Отцу. Жест его десницы (правой руки) – крестное знамение: это главный тезис в беседе, главная заповедь. И этот главный тезис задает именно он. И посох в левой руке он держит властно и прямо – совсем не так, как двое его собеседников. И голову, и взгляд он склоняет к своему собеседнику (справа от себя, слева – для нас) сверху вниз. Разве это может быть Сын? Нет, только Отец. Небесно-синий его плащ - в центре изображения; он только отсветом ложится на хитон и едва голубеет на плаще левого от нас ангела (тот меньше центрального, ниже, вопрошающе смотрит вверх, в его глаза); синий откликается, словно ответная реплика, на хитоне правого. Но почему же тогда цвета одеяния и плаща центрального ангела традиционно связаны с иконописным образом Христа, Сына (синий – цвет неба; синий гиматий традиционно Христов; пурпурный – цвет Христа Пантократора, но также - присутствия Бога Отца; царский цвет; на одеянии есть и желтый клав – вытканная по краю полоса, символ призванности Христа к его мученической миссии)? Да и известные искусствоведы (М.В.Алпатов) видят в центральной фигуре именно Иисуса, Сына (https://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=115&chap=4)?

Так или иначе, мне казалось, что именно эти двое – центральный и левый, в розоватом плаще, объединены в беседе: они и по цветам одежды ближе. Синий гиматий центрального ангела откликается в хитоне левого (для нас), к которому он непосредственно обращает взгляд и слово, а пурпур его хитона с клавом– откликается в его высветленном, разбеленном (а значит, приближенном к небесному с помощью белого) розовом плаще-гиматии. С точки зрения расположения собеседников, важно, что левый для нас ангел сидит справа от центрального – по правую руку от него. Значит, отношения их связывают более тесные. Отец и сын, но вот кто из них – кто? Не ясно. Странно! Противоречиво!

Третья – правая для нас фигура в синем хитоне и зеленом гиматии – тогда, вероятно, Дух Святой? А цвета? Синий («голубец») – не такой яркий, меньший по занимаемой им площади иконы, чем у центрального ангела, но все же значимый. Зеленый – веселый, радостный, весенний – цвет жизни. Снова странно. Бог Дух Святой – и зеленый цвет? Такой земной?

Ничего у меня не получалось. Но мысль о том, что каждый ангел «Троицы» воплощает одну из ипостасей Бога, оставалась. И вот что я обнаружила, обратившись к авторитетным для меня источникам – искусствоведческим и православным, теологическим и культурологическим.

««Троица» Рублева как многозначный символ содержит в себе несколько смыслов: буквальный, как изображение гостеприимства Авраама, пророческий, как прообраз страстей Христа, моральный, как призыв к дружескому единению, и, наконец, аналогический, символический, как истинной сущности вещей. Лишь в итоге длительного чтения этого шедевра зрителю становится прозрачным его глубокий смысл (М. Алпатов. О значении «Троицы» Рублева. Этюды по истории русского искусства, М., 1967, стр. 119)".

Ну, хорошо. Меня интересовал смысл символический. Читаю дальше Алпатова.

«Круговая тема — ведущая тема «Троицы» Рублева. Она не навязана ей извне, но рождается из характера отдельных фигур, из свойственной каждой из них осанки, из того, что в иконе мы видим не предстояние, не поклонение одной фигуре двух других (как в «Троице» Феофана). У Рублева круговая тема рождается из того, что каждый из трех ангелов склоняется перед другим или вслед за другим и вместе с тем ему ответно поклоняется тот, кому он сам поклоняется».

Это ясно из изображения, да.

«До него и в Византии и на Руси известны были два рода изображения Троицы. Если преобладал средний ангел над другими, то в этом сказывался отголосок старинного взгляда, согласно которому Аврааму явился бог в сопровождении двух ангелов-спутников... Рядом с этим некоторые художники в изображениях Троицы тщетно пытались выразить мысль, что все три фигуры являются в равной степени изображениями Христа как второго лица Троицы, и ради чего всем им придавали крестчатые нимбы. Однако в этих Троицах ангелы не составляют духовного единства».

Нет, последнее, очевидно, не о рублевском шедевре.

«В иконе Рублева не только отдельные предметы являются символами, но и композиция, расположение фигур в иконе имеет символический смысл. В более ранних «Троицах» осевая, симметрическая композиция означала, что сцена понималась как торжественный обряд, как поклонение ангелов божеству в духе восточного иератизма. Круговая композиция Рублева с фигурами, которые склоняются друг перед другом, превращает образ Троицы в подобие дружеской трапезы, симпозиума. Вместе с тем, косный догматизм уступает живому диалогу».

Да, но не совсем так. Следы иерархии, даже не только следы, в беседе и композиции – очевидны, об этом я написала выше. Но вот как «ипостазирует» трех ангелов на иконе академик Алпатов (я с этим совсем не согласна!):

«Как символическое произведение «Троица» Рублева допускает разночтения. Можно сосредоточить внимание на отдельных фигурах, на ангельских ликах, тогда бросается в глаза, что художник дал каждому из них свою характеристику. Ангел слева сидит напряженно, лик его строгий, почти суровый, черты лица резко очерчены, брови нахмурены — видимо, это изображение повелевающего Бога-отца (не столько изображение, сколько его подобие). Средний ангел склоняет голову, его опущенная рука означает его покорность воле Отца (жест этот имел тот же смысл среди «ангельского чина», монашества). Только в его чуть дрогнувших устах угадывается скорбь. Чаша, которая стоит перед ним, напоминает о жертве, в которую он приносит себя. Третий ангел, самый стройный, одухотворенный, женственный, служит свидетелем диалога двух остальных, склоненная голова означает его согласие с общим решением. Это третье лицо Троицы, Святой Дух».

Почему я не согласна, ясно из того, что я написала выше, и особенно из того, что скажу позже. Вот дальше – интересней. Дальше – то, что мне открыло глаза. Кажется.

«Рублеву в своей «Троице» удалось то, чего не удавалось ни одному из его предшественников, — выразить в искусстве то представление о единстве и множественности, о преобладании одного над двумя и о равенстве трех, о спокойствии и о движении, то единство противоположностей, которое в христианское учение перешло из античной философии. В его «Троице» средний ангел, как у византийцев, возвышается над боковыми, те выглядят как его спутники, и, вместе с тем, он не господствует над ними. Все равны по размерам и по своему отношению к целому образу. Все вместе составляет круг, в центре которого находится чаша…

В изображениях Троицы до Рублева главное понимание сосредоточено было на явлении всесильного божества слабому человеку, на поклонении ему, на почитании его. В «Троице» Рублева божество не противостоит человеку, в нем самом вскрываются черты, роднящие его с человеком. По замыслу Рублева, три лица Троицы явились на землю не для того, чтобы возвестить патриарху чудесное рождение сына, а для того, чтобы дать людям пример дружеского согласия и самопожертвования… Видимо, увековечен тот момент, когда одно из трех лиц божества выражает готовность принести себя в жертву ради спасения человеческого рода…

Приметы каждого из трех ангелов едва различимы. Их заметит и оценит прежде всего тот, кто знаком с богословским учением. Но главное, что вдохновляло Рублева, что больше всего поражает всякого, — это нераздельное единство ангелов. Все они так похожи друг на друга, словно это одно существо среди двух его зеркальных отражений. Три существа сливаются воедино, обрамленные незримым кругом, символом всеединства и нераздельности мира».

Теперь понятно. Единство и множественность (троичность), нераздельность и отдельность – вот те смыслы высокого обобщения, что сообщает нам «Троица» своими видимыми противоречиями и своей сложностью. И не стоит искать конкретные черты каждого ангела Троицы в рублевском изображении - центральном, правом, левом ангелах на иконе.

И конечно, нельзя не заключить все сказанное о символическом смысле беседы ангелов в изображении «Троицы» - этическим смыслом иконы, так четко выраженным искусствоведом:

«В старинных источниках говорится, что икона Рублева написана «в похвалу отцу Сергию», и это указание помогает понять круг идей, которые вдохновляли Рублева. Нам известно, что Сергий, благословляя Димитрия Донского на подвиг, ставил ему в пример то самое самопожертвование, которое Рублев увековечил в «Троице». Вместе с тем, им построен был Троицкий собор для соединенных им «для единожития» людей, «дабы воззрением на св. Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Это помогает понять этический смысл «Троицы» Рублева. В произведении церковного назначения ставится жизненно важный вопрос тех лет, когда на поле боя лишь дружные усилия прежде разрозненных княжеств могли сломить сопротивление векового врага».

Добавим к этому замечания о символике цвета в древней русской культуре и православном искусстве, необходимые для более полного восприятия смысловой сложности и вместе с тем – ясности «Троицы» Андрея Рублева: см. https://pravoslavie.ru/43579.html (В.С.Кутковой).

«… Известный русский славист Александр Потебня установил, что эпитет «белый» применительно ко дню русичи связывали напрямую с мистикой солнца… Русское свет означает еще вселенную и семасиологически соотносится со словами, имеющими отношение к ритуальному действию. Жить на белом свете означает вообще быть, принадлежать бытию. Само слово «свет» –праслав. *svĕtъ – родственно др.-инд. çvētás – «светлый, белый».Закономерно возникает связь белого цвета со святостью, духовностью, невинностью и т.д. … Символика белого цвета иконописцем понималась равнозначной золотому, с той лишь разницей, что белым условно передавался Божественный свет именно по эту сторону бытия, золотым – по другую.

… А. Потебня отмечал, что «зеленый» означает «веселый», но мы знаем: зеленый в данном случае, несмотря на не очень значительную насыщенность, еще есть светимость и яркость. Это наблюдение подтверждается цветоведением Демокрита: «Лазоревый (isatis) состоит из сильно-черного и желто-зеленого, содержа большую долю черного. Зеленое (prasinon) – из пурпурного [ближе к оранжевому] и лазоревого или из желто-зеленого и пурпуроподобного. Такой цвет божественный, и ему присущ блеск». Опыт Демокрита оказался для Византии, а затем и Руси небесполезным, ибо философ находил нечто «божественное» в темно-синем, причем тоже с «блеском». Через Византию синий древнерусской ментальностью оформился как «внутренний блеск, свечение темного предмета или вещества». Во всяком случае, знаменитый «рублевский голубец», очевидно, был обусловлен именно названными качествами синего цвета. Поэтому у правого Ангела гиматий зеленый, а хитоны у правого, левого и гиматий у центрального Ангелов – ярко-синие. То есть на иконе задуманы светящимися – наряду с золотом фона, желтыми (то есть златовидными) крыльями, тронами, плоскостями подножий и Престолом – не только теплые тени, что для древнерусской иконописи типично, а даже холодные – на синих облачениях. Совершенно очевидно: икона представлялась преподобному Андрею неким сплошным светоносным окном. Свой замысел изограф построил, конечно, не на учении Демокрита о цветах, а на символическом отражении Божественного нетварного света. Метафизика цвета становится здесь метафизикой света. В шедевре Рублева, как ни в какой другой его работе, нашло выражение исихастское мировоззрение иконописца. Мысль не нова, но в ее правоте убеждаешься много раз.

Для Демокрита характерен вещественный, телесный подход к цвету, но русский изограф цвета «развеществляет» и одухотворяет. Отсюда гиматий левого Ангела, изображаемый в большинстве памятников обычно красным, становится сложным бледно-розовым, а зеленый гиматий правого получил вышеупомянутую приглушенность. Причем, как ни парадоксально, плохая сохранность иконы вовсе не мешает прочитывать замысел иконописца. Напротив, лишь выявляет его еще четче.

(И ВОТ ТУТ САМОЕ ДЛЯ НАШЕЙ ПРОБЛЕМЫ ГЛАВНОЕ) … По степени тональной плотности изображения Ангелов раскладываются на три ступени: 1) фигура среднего Ангела фактически не подверглась высветлению, 2) фигура правого Ангела явно светлее среднего, 3) фигура левого Ангела светлее правого и составляет прямой контраст фигуре среднего. Налицо прием «дематериализации» тона и цвета. Для чего это понадобилось изографу? Объяснять влиянием обратной перспективы (что дальше, то темнее и четче по тону) бессмысленно: главная идея иконы – выражение православного вероучения о Троице Единой и Нераздельной: все три Ипостаси равночестны и единосущны. Чем Они могут отличаться друг от друга по своему естеству? То или иное определение будет здесь попыткой ипостазирования на иконе Лиц Святой Троицы».

Анна Михальская, профессор риторики
Анна Михальская, профессор риторики

ОБО МНЕ и библиография моих книг (учебники и романы, научные статьи): Википедия, статья «Анна Михальская» и на сайте https://lifecon.ru/mikhalskaya/ ФБ https://www.facebook.com/zvanka , страница Школа «Говорить - легко» проф. Анны Михальской @profmikhalskaya

ВСЕ ВИДЕОКУРСЫ О РЕЧЕВОМ МАСТЕРСТВЕ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ – НА САЙТЕ

https://lifecon.ru в разделе «Риторика» - их 10: Публичное выступление; Русская элитарная речь; Рекламный пост в сети; Речевой имидж; Презентация к докладу; Как создать ТИЗЕР -и другие – на https://lifecon.ru/course-category/speech/

РОМАНЫ:

«Порода. The Breed» (М.:ЭКСМО, 2008, https://www.litmir.me/bd/?b=217631&p=1 номинирован на Букеровскую премию 2008) ;

«Foxy. Год лисицы» (М., 2013) https://www.libfox.ru/420246-anna-mihalskaya-foxy-god-lisitsy.html и аудиокнига;

«Профессор риторики» (М., 2014), https://www.litmir.me/br/?b=213133&p=1

Адрес моего Youtube канала:

https://www.youtube.com/channel/UCYWw-7pS5b7aYlmVq5hkSQw - можно послушать и посмотреть ролики:

О феминизме в языке:

https://www.youtube.com/watch?v=zo25YYRmuUk&t=9s

https://youtu.be/mXXsWg4Oixw

Блондинка: цвет волос и речь

https://www.youtube.com/watch?v=LvdDNNdE954

Речевые роли:

https://www.youtube.com/watch?v=COuQY0t-LR0

и другие.