По следам недавно прослушанной лекции хотела немного рассказать о таком термине как Дисграфия.
Дисграфия- это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом)высших психических функций.
Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФФН или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой.
Если под термином Дисграфия предполагается, что письмо искажается, но продолжает функционировать как средство общения, то Аграфию характеризует первичная неспособность овладеть навыками письма, их полная утрата. Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны, нарушение письма (дисграфия, аграфия) обычно сопровождается нарушением чтения (дислексией, алексией).
Овладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи, поэтому в основе развития дисграфии могут лежать те же органические и функциональные причины, которые вызывают дислалию,алалию, дизартрию, афазию, задержку психоречевого развития.
Признаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. Например, при оптической дисграфии путают буквы схожие на письме, например, о и а; и и ш. Дисграфия сопровождается искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов); нарушением слитности и раздельности написания слов; кроме того, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот.
Логопедическая работа по коррекции дисграфии выстраивается с учетом механизмов и формы нарушения письменной речи. Общие подходы к преодолению дисграфии предполагают восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах; обогащение словаря и формирование грамматической стороны речи; развитие связной речи.