Отзыв на фильм «Пьющие кровь» (по мотивам повести А. Толстого «Упырь»)
Прочитав повесть Алексея Николаевича Толстого «Упырь», я пришла в восторг. В детстве из всей нечисти я почему-то боялась именно вампиров. Детские страхи давно прошли, но почтительное отношение к бессмертным кровопийцам осталось.
Честно сказать, перед прочтением повести Толстого я ожидала, что это нечто сатирическое. В аннотации было сказано, что речь пойдет об упырях из высшего общества. И первое, что здесь приходит в голову – это пресловутые богачи, сосущие кровь рабочих и крестьян, или барин-самодур, лупящий розгами девок на заднем дворе почем зря, и все в таком духе. Располагало к тому и название: в моем подсознании «упырь» - это человек, живущий за счет чужих жизней.
Однако, повесть «Упырь» вовсе не революционного толка, а вполне приличная готическая сказка сквозь призму быта русских дворян XIX столетия.
Несмотря на определенную витиеватость слога Алексея Толстого, произведение читается легко и захватывающе. Переплетение сюжетных линий, блуждание между сном и реальностью, мифические существа, любовная история, романтика старинных замков... И даже при малой фантазии чтение «Упыря» нагоняет на читателя хорошей жути.
Я настолько живо представила себе все описанное в книге, что загорелась желанием увидеть экранизацию. Как я и предполагала, фильм есть только советский – под названием «Пьющие кровь» (1991 год, СССР, режиссер Евгений Татарский), и еще более ранний – польский, 1967 года, под одноименным с повестью названием.
Увидев в списке актеров нашей экранизации имя Марины Влади, решила посмотреть.
Естественно, меня ожидало разочарование. Фильм «Пьющие кровь» способен напугать только ребенка, но никак не современного взрослого зрителя. Я не ждала увидеть голливудских спецэффектов в русском фильме начала 90-х годов. Но советский «Вий», к примеру, - отличный образец того, что и без компьютерной графики можно создать хороший «ужастик».
Главная ошибка, допущенная режиссером фильма - это сценарий. Бездарно искромсанный, переиначенный сюжет повести, упущенные ключевые моменты, подмена важного поверхностным. В фильме есть глупенькая Софья в розовом платье и полуобнаженная Прасковья Андреевна, но нет прекрасной итальянской виллы, возникшей вместо «чертова дома», нет человека в домино и маске – самой интересной фигуры в этой дьявольской игре.
Сценарист посчитал мистику Толстого недостаточно убедительной, и самонадеянно заменил ее на бабкины страшилки – черных кошек и орущих петухов. А его Теляев, который бил куриные яйца для ритуального "омлета" из человеческих глаз, - просто клоун.
Из Марины Влади вышла какая-то неформальная вампирша – загорелое лицо и плечи, будто перед съемками абонемент в солярий купила. Об аристократической бледности и бескровных вампирах режиссер, видимо, ничего не знал. Играет Влади посредственно, увы. Демонической женщины я в ней не увидела. Хотя акцент Влади придал образу Сугробиной определенный шарм.
Но не все так плохо. Композитор фильма Сергей Курёхин, и его музыка буквально спасает эту киноленту. Хорош в главной роли и красавец Андрей Соколов.