Найти тему
Все обо всем

Корабли призраки

Оглавление

Корабль-призрак — корабль, находящийся в плавании, но лишённый экипажа. Термин чаще всего используется в легендах и художественной литературе, но может также обозначать реальное судно, ранее исчезнувшее, но позже обнаруженное в море без команды, либо с погибшей командой на борту. Многие встречи с такими кораблями являются очевидными выдумками, либо миражами, однако есть реальные случаи, подтверждённые документально. Причины исчезновения или гибели команды могут быть различны: эпидемии, отравления, редкие природные явления, такие как блуждающие волны, инфразвук или выбросы метана. Расследование подобных случаев часто осложняется из-за отсутствия свидетельств происшествия, таких как записи в бортовом журнале.

1. «Мария Целеста»

Мария Целеста
Мария Целеста

5 ноября 1872 года «Мария Целеста», под командованием Бриггса, вышла в плаванье. Корабль с грузом спирта-ректификата, принадлежавшего компании «Meissner Ackermann & Coin», вышел из Статен-Айленда, Нью-Йорк, в порт Генуя, Италия. На корабле, кроме капитана и команды в 7 человек, находилась жена капитана Сара Элизабет Кобб-Бриггс и их двухлетняя дочь София Матильда.

«Мария Целеста» была обнаружена спустя четыре недели, 4 декабря (по некоторым отчётам, 5 декабря, из-за отсутствия стандарта часовых поясов в XIX веке), бригом «Деи Грация» под командованием капитана Дэвида Рида Морхауза, лично знавшего Бенджамина Бриггса; за день до отплытия «Марии Целесты» капитаны и их жёны ужинали вместе. Корабль был покинут командой: ни одного человека, ни живого, ни мёртвого, на борту не было. Между переборками и палубами обнаруженного корабля была морская вода, её уровень в трюме достигал 3,5 фута (1 метр). Крышки люков были сняты, причём створки носового люка были сорваны с петель и валялись на палубе. В остальном корабль казался неповреждённым. Окна кормовой надстройки, где находилась капитанская каюта, закрыты брезентом и заколочены досками. Секстант и хронометр не были найдены (что подразумевает эвакуацию команды), в часах кончился завод. Компас разрушен, предположительно при неудачной попытке спешно его снять. В каюте капитана остались нетронутыми шкатулка с драгоценностями и две пачки денег. По полу каюты были раскиданы игрушки, швейная машинка жены капитана стояла с неоконченным шитьём. Расположение вещей свидетельствовало о том, что корабль не попадал в сильный шторм — в частности, на швейной машинке лежала маслёнка, которая при сильной качке обязательно бы свалилась. Об отсутствии шторма свидетельствовали и наблюдения других судов в районе в предполагаемое время катастрофы. Сырость в жилых помещениях корабля объяснялась только повсеместно открытыми люками, в том числе световым в каюте капитана, что было сделано явно не по погоде. Матросы не забрали с собой свои трубки — они были сложены в надлежащем месте в кубрике. В плавание «Мария Целеста» отправилась с одной спасательной шлюпкой, вторая из штатных шлюпок была сдана в ремонт. Шлюпка, скорее всего, была спущена на воду, а не сорвана стихией. При этом, судя по состоянию перил, шлюпка была спущена с борта, который при господствующих в это время года ветрах и курсе на Геную являлся бы наветренным. Груз в 1701 баррель спирта оказался цел (однако после доставки его в Геную владелец сообщил об исчезновении 9 баррелей). Нетронутым оказался полугодовой продовольственный запас. Все бумаги, за исключением судового журнала, исчезли. Последняя запись в судовом журнале датирована 24 ноября, с координатами «Марии Целесты»: 36°57′ с. ш. 27°20′ з. д. (G). Согласно надписи на грифельной доске в кают-компании, в 8 часов утра следующего дня бригантина находилась бы в 6 милях к юго-юго-западу от острова Санта-Мария (один из Азорских островов).

2. "Летучий Голандец"

Летучий Голандец
Летучий Голандец

Легенда гласит, что в 1641 году нидерландский капитан Филипп Ван дер Деккен (или по некоторым версиям Ван Страатен) возвращался из Ост-Индии и вёз на борту молодую пару. Капитану приглянулась девушка; он убил её суженого, а ей сделал предложение стать его женой, но девушка выбросилась за борт. При попытке обогнуть мыс Доброй Надежды корабль попал в сильный шторм. Среди суеверных матросов началось недовольство, и штурман предложил переждать непогоду в какой-нибудь бухте. Но капитан застрелил его и нескольких недовольных, а затем поклялся, что никто из команды не сойдёт на берег до тех пор, пока они не обогнут мыс,— даже если на это уйдёт вечность. Голос с неба сказал: «Да будет так!». Этим Ван дер Деккен, слывший страшным сквернословом и богохульником, навлёк на свой корабль проклятие. Теперь он, бессмертный, неуязвимый, но неспособный сойти на берег, обречён бороздить волны мирового океана до второго пришествия. Хотя, по некоторым версиям, у него есть шанс обрести покой: раз в десять лет Ван дер Деккен может вернуться на землю и попытаться найти ту, что добровольно согласится стать его женой. По другой версии, есть некое магическое слово, которое может снять проклятие и упокоить «Летучего голландца» и его экипаж. Первое печатное упоминание о «Летучем голландце» появилось в 1795 году в книге «Путешествие к Ботаническому заливу» (англ. A Voyage to Botany Bay), приписываемое известному в то время лондонскому вору-карманнику и проходимцу Джорджу Баррингтону. 11 июля 1881 года будущий король Англии Георг V, проходя на военном корабле между Мельбурном и Сиднеем, сделал в своем дневнике запись о том, что он в числе тринадцати членов экипажа видел «Летучего голландца».

3. "Копенгаген"

Копенгаген-последний пятимачтовый барк, построенный в 1921 году
Копенгаген-последний пятимачтовый барк, построенный в 1921 году

14 декабря 1928 года, имея на борту 16 человек штатной команды и 45 кадетов, он вышел из Буэнос-Айреса и взял курс на зюйд-ост. Судну предстояло в балласте дойти до Австралии, где принять груз — пшеницу — и доставить его в Европу. 21 декабря состоялся последний сеанс связи с парусником, с 22 декабря судно на связь не выходило и с тех пор считается пропавшим без вести. Что явилось причиной его гибели — внезапно налетевший шквал, столкновение с айсбергом или происшествие иного вида, — осталось неизвестным. В течение последующих двух лет поступали сообщения о некоем неопознанном пятимачтовом барке того же типа, что и «Кобенхавн», который видели в разных точках Тихого океана. Также поступали и сообщения о различных находках, якобы имевших отношение к «Кобенхавну». В 1934 «Нью-Йорк Таймс» сообщила, что на острове Буве в Южной Атлантике была найдена бутылка с дневником, который якобы принадлежал одному из кадетов «Кобенхавн» (согласно дневнику, барк столкнулся с айсбергом, а команда спаслась на шлюпках). В 1935 году в пустыне Намиб в Южной Африке были найдены 7 скелетов. Антропологи по строению черепа определили, что умершие были европейцами. По сохранившимся на остатках одежды пуговицам с якорями было установлено, что погибшие явно были кадетами торгового флота Дании. Если это действительно были погибшие с «Кобенхавна», то это подтверждает версию, что барк скорее всего затонул, а из спасательных шлюпок одна сумела добраться до берега, но семеро спасшихся умерли от голода и жажды. В 2012 году группа дайверов нашла остов некоего корабля возле юго-западного побережья Тристан-да-Куньи. Хотя власти острова вошли в контакт с датскими Морским Музеем, Восточно-Азиатской компанией (которая владела барком) и МВД, на данный момент ничего об идентификации неизвестно.

4. SS Валенсия

SS Валенсия
SS Валенсия

Пассажирский пароход SS Валенсия, водоизмещением 1598 тонн, затонул у берегов Ванкувера в 1906 году. Обычный маршрут Калифорния - Аляска был заменен на маршрут Сан - Франциско - Сиэтл. В солнечную ясную погоду 20 января в 11:20 по полудни SS Валенсия отправился в путь, имея на борту 9 офицеров, 56 членов экипажа и 108 пассажиров. Утром, 21 января капитан обнаружил, что видимость стала низкой, а с юго - востока повеяло сильным ветром. Незадолго до полуночи корабль попал в сильный шторм вблизи мыса Мендочино, налетел на риф и дав пробоину, стал тонуть. Капитан отдал приказ, посадить судно на мель. Казалось бы обычная история убийц - рифов. Но все оказалось не так просто. Когда экипаж стал проводить спасательную операцию, на всех пассажиров не хватило шлюпок. Пароход был отделен от берега 50 - метровым беснующимся прибоем. Шесть из семи шлюпок были спущены на воду. Шлюпки достались всего 108 пассажирам, из 180 человек. Осталось в живых лишь 37 человек. Шлюпки оказались неправильно укомплектованы и в итоге перевернулись. SS Валенсия медленно погружалась под воду. Шторм помешал прибывшим спасателям вытащить живых членов экипажа из бушующих волн. Спасательная команда смогла добраться только к скалам, где произошло затопление SS Валенсии, а полуживые в ледяной воде пассажиры, из всех сил хватались за острые обломки снастей от парохода.Только двенадцать человек смогли доплыть до берега, трое из них смыло волной и унесло обратно в океан, как черную дань жертвоприношения. Оставшиеся девять человек взобравшись на скалы, обнаружили линию телеграфа. Проследовав за тянущейся линией через густой лес, они смогли обнаружить обходчика и запросили помощь. Было отправлено три корабля, чтобы спасти выживших: лайнер SS Queen, спасательный пароход Salvor и буксирный катер. Еще один корабль Топека СС, был отправлен из Сиэтла 24 января, на борту находились медсестры, журналисты, спасатели. Но из-за отсутствия навигационной карты и кошмарного шторма, корабль не смог приблизиться к пострадавшим. Одной дрейфовавшей в океане шлюпке все же удалось спастись. Четырех человек обнаружили коренные народы острова Баркли Саунд, впоследствии их доставили в деревню недалеко от Уклуле.

В течение нескольких дней после кораблекрушения, Служба морской инспекции США, приступила к расследованию. Параллельно с ними проводил свое дознание и президент Теодор Рузвельт. Окончательный отчет был опубликован 14 апреля 1906 года, в нем было указано на ошибки в навигации и штормовые погодные условия. В связи с трагичными событиями было решено возвести маяк. И в 1908 году маяк Пачена Пойнт был зажжен. Катастрофу разразившуюся в 1906 году, считают самой худшей морской катастрофой, потому как юго - западное побережье острова Ванкувер считается коварным и жестоким, и носит название "Тихоокеанское кладбище для кораблей".По истечении пяти месяцев местный рыбак утверждал, что нашел в пещерных скалах шлюпку с восемью скелетами. Но поиски пассажиров ни к чему не привели. В 1910 году газета "Сиэтл Таймс" опубликовала заявление очевидцев, о том, что они видели призрак корабля SS Валенсии недалеко от мыса Пачена. В 1933 году, спустя двадцать семь лет после страшной морской катастрофы спасательная шлюпка Valencia # 5, была обнаружена плавающей в проливе Баркли. Поговаривают, что она была в хорошем состоянии и даже краска почти не облупилась. Табличка с названием лодки была выставлена в Ванкуверском морском музее.

Табличка с спасательной шлюпки
Табличка с спасательной шлюпки