10 июля Высший административный совет Турции постановил аннулировать постановление турецкого правительства от 34 года, и изменил статус собора Айя София с музея на мечеть. 24 июля на территории храма впервые за 86 лет прошла пятничная молитва. Намаз посетила вся политическая элита страны, включая лидера Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
РПЦ, разумеется, выступила против. Однако есть священнослужители со своей уникальной точкой зрения. Один из таких - иеромонах Сергий (Иванов), насельник Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря Архангельской и Холмогорской епархии Русской Православной Церкви, известный среди некоторых групп мусульман как полемист Венецианец Ихтис. Он любезно ответил на некоторые вопросы нашей редакции.
- Отец Сергий, что это событие значит для церкви и Вас лично, как священнослужителя?
Думаю, что в духовном смысле, в деле спасения православного христианина, находящегося в Церкви, принадлежность Собора Святой Софии не имеет никакого значения. Я, как священнослужитель Русской Православной Церкви, не имею зависимости ни от Константинополя, ни от того, в каких храмах служат представители Константинопольского патриархата или кому эти храмы принадлежат, так как могу совершать Таинства Церкви в любом другом храме той церковной юрисдикции, которой принадлежу. Конечно, храм является для нас святыней, историческим и религиозным символом ушедшей эпохи; храм окружен романтическими воспоминаниями о Византийской империи, которая для большинства православных христиан связана с неким идеалом православного государства (империи). Конечно, Церковь желала бы вернуть эту святыню, возобновить богослужение, для которого и сооружался этот величественный собор, но в последних события лично я вижу попущение Божие: храм становится мечетью по Его воле - может, за грехи христиан или за их теплохладность к миссии среди мусульман Турции. То есть я имею в виду, что греки вполне могли бы воспользоваться светским статусом государства и проповедовать Православие среди турок, но пренебрегли этой обязанностью в угоду борьбе за первенство и главенство в православном мире - таков мой личный взгляд как религиозного человека.
- Как по-вашему, для чего это нужно Эрдогану? Почему сейчас?
Мне сложно ответить на этот вопрос, так как я несколько аполитичен. Предполагаю, что Эрдоган вернул Айа Софию и по религиозным причинам, и по политическим - стремится вернуть Турции статус "великой неоосманской империи", символом чего может служить собор.
- Каковы духовные последствия? Что будет с фресками?
Никакие духовные последствия не последуют, так как принадлежность собора не влияет на спасение конкретного человека. То есть православный христианин в деле своего спасения не зависит от того, в каком храме он молится Богу и кому тот или иной храм принадлежит. Что касается фресок - есть беспокойство, так как мне известно, что для мусульман любое изображение - это идол. Хотя, в то же время, кажется, шариат или какая-то фетва позволяют мусульманину совершать намаз и в христианском храме, который наполнен образами, изображениями. Надеюсь, что Эрдоган проявит благоразумие и сохранит фрески и мозаику хотя бы в качестве произведения искусства, являющегося достоянием всего человечества.