Найти тему
1001.ru

Искусство с улицы

Первые граффити появились ещё в доисторическую эпоху, а как вид современного искусства получили распространение в ХХ-м веке в США. С первых дней власти начали бороться с рисунками…

Граффити vs. закон

Начали власти с усиления охраны метрополитена и депо в ночные часы. Вскоре к этим мерам добавились ограничения по продаже аэрозольной краски.

В места наибольшего скопления райтеров стали наведываться «граждане в штатском». Старые и новые графические изображения начали методично уничтожать – так, из городского бюджета Нью-Йорка на эту цель специально были выделены деньги. А наиболее непокорных райтеров-рецидивистов отныне ждала уголовная ответственность – «за вандализм».

Активная и непримиримая позиция власть предержащих вкупе с разразившейся во многих городах США наркоэпидемией (когда не то, что рисовать – на улицу высунуть нос страшно было!) привели граффити-движение в США на грань полного краха.

Изменились и отношения между райтерами. По мере постоянного сужения творческого пространства они стали воспринимать друг друга с откровенной враждебностью.

Начались первые стычки. Пролилась первая кровь. Заниматься граффити стало смертельно опасно. «В деле» остались только самые стойкие и несгибаемые.

Так как уже в те времена многими людьми феномен граффити воспринимался неразрывно c феноменом хип-хопа, представляется уместным сравнение с «войной побережий», которая, правда, охватила американский рэп в 90-е годы. Как видим, райтеры пережили нечто похожее в восьмидесятых.

Выход в мейнстрим из-за последней черты

От гибели граффити спасло… профессиональное художественное сообщество.

Ещё в начале 1970-х годов акционист Хуго Мартинес, обративший внимание на незаурядный потенциал явления, организовал первую граффити-выставку, а также первое тематическое коммьюнити United Graffiti Artists.

Хуго Мартинес на первой граффити-выставке, 1972 г.
Хуго Мартинес на первой граффити-выставке, 1972 г.

В конце десятилетия граффити заинтересовали отца-основателя художественного направления «поп-арт» Энди Уорхола – известен факт его дружбы и сотрудничества с легендарным Жаном-Мишелем Баския.

Жан-Мишель Баския и Энди Уорхол на совместной выставке работ, 1985 г.
Жан-Мишель Баския и Энди Уорхол на совместной выставке работ, 1985 г.

С этого момента граффити окончательно покоряет Европу и Австралию, новыми центрами движения становятся Париж и Сидней.

Также начинается активная коммерциализация граффити – американский художник Кит Харинг открывает арт-студию «Pop-Shop», в пространстве которой желающие могли не только любоваться красочными граффити, но и приобретать их.

Из маргинального и пугающего граффити-движение постепенно трансформировалось в популярное, пока не оказалось частью мейнстрима. У самых известных заклинателей аэрозольной краски стали заказывать легальную рекламу даже такие гиганты рынка, как Coca-Cola.

Пример граффити в рекламе
Пример граффити в рекламе

Выставки, документальные фильмы, участие в клипах и рекламных роликах… Наконец, широко развернувшееся в европейской журналистике и культурологии восьмидесятых обсуждение феномена на высшем уровне. Всё это окончательно помогло граффити в окружающую действительность и стать её частью.

Однако далеко не все райтеры согласились принять «легальный» статус дела своей жизни. Представить улицы без граффити и граффити без улиц невозможно даже после всех испытаний законом, коммерцией и мейнстримом, через которые прошли и проходят райтеры вот уже нескольких поколений.

Как бы ни пыталось чрево массовой культуры поглотить и подчинить себе не перестающую быть актуальной субкультуру, всегда найдутся те, кто предпочтёт оставаться в андерграунде.

Как бы ни были суровы запреты, всегда найдутся те, кто на свой страх и риск будут их обходить.

В наши дни ярчайшим примером этому может служить жизнь и творчество райтера Бэнкси, который, называя себя «арт-террористом», ловко уходит от преследования стражей порядка и гнева скептически настроенных горожан, и, оставаясь незамеченным, создаёт граффити, несущие не только смысловой, но и незаурядный художественный посыл.

Бэнкси. "Rage, the Flower Thrower". Иерусалим, 2003
Бэнкси. "Rage, the Flower Thrower". Иерусалим, 2003

Граффити в России-матушке

В нашу страну, как и в подавляющее большинство государств социалистического содружества, сквозь «железный занавес» субкультура (хотя, наверное, её уже можно называть культурой) граффити проникла в середине 1980-х.

Характер и степень развития граффити-движения опять-таки были не одинаковыми. Так, например, в ГДР большую популярность получили работы с ярко выраженной политической окраской (думаю, легендарное изображение целующихся Брежнева и Хоннеккера знакомо всем).

 Дмитрий Врубель. "Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви!" Берлин, 1990
Дмитрий Врубель. "Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви!" Берлин, 1990

В СССР же вся «движуха» пошла из Латвии и долгое время была неразрывно связана с брэйк-дансом и андеграундной музыкальной культурой...

Читать окончание

Павел Новиков

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц