Первые граффити появились ещё в доисторическую эпоху, а как вид современного искусства получили распространение в ХХ-м веке в США. С первых дней власти начали бороться с рисунками…
Граффити vs. закон
Начали власти с усиления охраны метрополитена и депо в ночные часы. Вскоре к этим мерам добавились ограничения по продаже аэрозольной краски.
В места наибольшего скопления райтеров стали наведываться «граждане в штатском». Старые и новые графические изображения начали методично уничтожать – так, из городского бюджета Нью-Йорка на эту цель специально были выделены деньги. А наиболее непокорных райтеров-рецидивистов отныне ждала уголовная ответственность – «за вандализм».
Активная и непримиримая позиция власть предержащих вкупе с разразившейся во многих городах США наркоэпидемией (когда не то, что рисовать – на улицу высунуть нос страшно было!) привели граффити-движение в США на грань полного краха.
Изменились и отношения между райтерами. По мере постоянного сужения творческого пространства они стали воспринимать друг друга с откровенной враждебностью.
Начались первые стычки. Пролилась первая кровь. Заниматься граффити стало смертельно опасно. «В деле» остались только самые стойкие и несгибаемые.
Так как уже в те времена многими людьми феномен граффити воспринимался неразрывно c феноменом хип-хопа, представляется уместным сравнение с «войной побережий», которая, правда, охватила американский рэп в 90-е годы. Как видим, райтеры пережили нечто похожее в восьмидесятых.
Выход в мейнстрим из-за последней черты
От гибели граффити спасло… профессиональное художественное сообщество.
Ещё в начале 1970-х годов акционист Хуго Мартинес, обративший внимание на незаурядный потенциал явления, организовал первую граффити-выставку, а также первое тематическое коммьюнити United Graffiti Artists.
В конце десятилетия граффити заинтересовали отца-основателя художественного направления «поп-арт» Энди Уорхола – известен факт его дружбы и сотрудничества с легендарным Жаном-Мишелем Баския.
С этого момента граффити окончательно покоряет Европу и Австралию, новыми центрами движения становятся Париж и Сидней.
Также начинается активная коммерциализация граффити – американский художник Кит Харинг открывает арт-студию «Pop-Shop», в пространстве которой желающие могли не только любоваться красочными граффити, но и приобретать их.
Из маргинального и пугающего граффити-движение постепенно трансформировалось в популярное, пока не оказалось частью мейнстрима. У самых известных заклинателей аэрозольной краски стали заказывать легальную рекламу даже такие гиганты рынка, как Coca-Cola.
Выставки, документальные фильмы, участие в клипах и рекламных роликах… Наконец, широко развернувшееся в европейской журналистике и культурологии восьмидесятых обсуждение феномена на высшем уровне. Всё это окончательно помогло граффити в окружающую действительность и стать её частью.
Однако далеко не все райтеры согласились принять «легальный» статус дела своей жизни. Представить улицы без граффити и граффити без улиц невозможно даже после всех испытаний законом, коммерцией и мейнстримом, через которые прошли и проходят райтеры вот уже нескольких поколений.
Как бы ни пыталось чрево массовой культуры поглотить и подчинить себе не перестающую быть актуальной субкультуру, всегда найдутся те, кто предпочтёт оставаться в андерграунде.
Как бы ни были суровы запреты, всегда найдутся те, кто на свой страх и риск будут их обходить.
В наши дни ярчайшим примером этому может служить жизнь и творчество райтера Бэнкси, который, называя себя «арт-террористом», ловко уходит от преследования стражей порядка и гнева скептически настроенных горожан, и, оставаясь незамеченным, создаёт граффити, несущие не только смысловой, но и незаурядный художественный посыл.
Граффити в России-матушке
В нашу страну, как и в подавляющее большинство государств социалистического содружества, сквозь «железный занавес» субкультура (хотя, наверное, её уже можно называть культурой) граффити проникла в середине 1980-х.
Характер и степень развития граффити-движения опять-таки были не одинаковыми. Так, например, в ГДР большую популярность получили работы с ярко выраженной политической окраской (думаю, легендарное изображение целующихся Брежнева и Хоннеккера знакомо всем).
В СССР же вся «движуха» пошла из Латвии и долгое время была неразрывно связана с брэйк-дансом и андеграундной музыкальной культурой...
Читать окончание
Павел Новиков