Найти в Дзене
Свет к свету

Как и почему воспитывали женщин в дореволюционной России

Приветствую вас на моем канале, дорогие читатели! Этот материал заинтересует всех, кого волнуют проблемы женщин в истории отечественной культуры.

В дореволюционной России в социальном плане женщина чаще всего не была самостоятельной единицей. До замужества она считалась дочерью господина такого-то, если принадлежала к высшим кругам, или дочерью мастерового, крестьянина такого-то. После замужества по той же формуле она становилась женой господина такого-то или опять же женой означенного мастерового, крестьянина и пр.

В. Пукирев. Неравный брак. Фото взято из открытого источника в Интернете. https://b1.culture.ru/c/562250.jpg
В. Пукирев. Неравный брак. Фото взято из открытого источника в Интернете. https://b1.culture.ru/c/562250.jpg

В этом плане Россия не выходила за рамки единой эволюционной особенности, которая проявлялась во всем мире - наличия сугубо "мужского общества", при котором главной социальной фигурой был мужчина, все сделки, решения принимались ими. Делом женщин было только покоряться.

До прихода в нашу культуру Петра I женщины и девушки даже высших кругов были неразвиты, неграмотны, постоянно находились под надзором "в высоком терему". Пословицы о женской глупости и несостоятельности абсолютно соответствовали реальности того времени. Дочерей и жен не принято было выпускать куда-либо одних. Даже по саду возле своего дома они гуляли небольшой толпой в сопровождении слуг и служанок, отсюда и выражение "мамки да няньки".

Художник И. С. Куликов.  В боярском тереме . Фото взято из открытого источника в Интернете  https://i.pinimg.com/736x/a5/71/5d/a5715d575904b066a4353be7e31a3d60--russian-style-ancient-art.jpg
Художник И. С. Куликов. В боярском тереме . Фото взято из открытого источника в Интернете https://i.pinimg.com/736x/a5/71/5d/a5715d575904b066a4353be7e31a3d60--russian-style-ancient-art.jpg

Религиозно-нравственные заповеди того времени предписывали воспитывать в девушках и женщинах страх Божий, полную покорность, кротость, долготерпение, незлобивость, трудолюбие и желание угодить мужу. Забитые, робкие и бесправные, деревенские женщины зависели от мужа и нередко систематически принимали от него побои.

В "Домострое" указывалось на недопустимость для жены выносить "сор из избы", то есть делиться с кем-либо семейными неурядицами. Тем самым воспитывалась зависимость от людского мнения - страх того, "а что же люди скажут?" Таким образом, жена была обречена держать все свои страхи и горести при себе, как бы трудно ни было.

Девочки-крестьянки до революции. Фото взято из открытого источника в Интернете. https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2058458/b89383fd-ea4a-4da6-8790-2e080c69a749/s1200?webp=false
Девочки-крестьянки до революции. Фото взято из открытого источника в Интернете. https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2058458/b89383fd-ea4a-4da6-8790-2e080c69a749/s1200?webp=false

Когда в ХVIII веке Петр I повелел систематически устраивать ассамблеи и танцевальные вечера, для воспитания девочек из знатных и богатых семей стало актуальным их обучение музыке, танцам, этикету, иностранным языкам. Однако это делалось совершенно не для гармоничного развития их внутреннего потенциала: на них смотрели как на некий товар, который надлежит побыстрее и благополучнее "продать", то есть выдать замуж. Чем лучше была вышколена девушка, тем более благоприятное впечатление производила она на мужчин. Главной целью, к которой готовили девочку, выдвигалось замужество, при этом деторождение было практически единственным средством самореализации. Если по каким-либо причинам выйти замуж не получалось, это расценивалось как крах.

Художник C. Хлебовский. Ассамблея при Петре I. Фото взято из открытого источника в Интернете. https://i.artfile.ru/2016x1300_582828_[www.ArtFile.ru].jpg
Художник C. Хлебовский. Ассамблея при Петре I. Фото взято из открытого источника в Интернете. https://i.artfile.ru/2016x1300_582828_[www.ArtFile.ru].jpg

Потребительски-снисходительное отношение к женщине проявлялось и в том, что исторически женское образование возникло гораздо позднее и всегда было менее полным, чем обучение мальчиков. Лишь в последующие столетия стал формироваться более прогрессивный взгляд на женщину как на полноценную свободную личность, независимую от патриархальных стереотипов и способную самостоятельно расставлять приоритеты в своей жизни.

Дорогие читатели! Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки!