Во время путешествия по Свердловской области мы проезжали через небольшой городок Верхняя Тура. Раньше мы в нём уже бывали, а сейчас, неожиданно заметив новую набережную, не смогли проехать мимо. И правильно сделали. При ближайшем рассмотрении набережная нас привела в восторг! Даже не верилось, что мы находимся на Урале…
Итак, что же мы здесь увидели?
Здесь прекрасно отреставрировали деревянное здание водной станции, которое было построено в 1956 году. Если бы не эта реконструкция, то хоть и красивое, но уже знатно обветшавшее здание могло бы вскоре оказаться утраченным. Сейчас же отремонтированная водная станция стала главной доминантой этого нового городского пространства.
На новой набережной уложили тротуарную плитку, поставили фонари и лавочки, разбили газоны, вдоль пруда установили ажурные ограждения. Получилось очень красиво! Есть тут и фонтан, но во время нашего визита он не работал.
Всё пространство новой набережной разделено на три тематические зоны. На верхней террасе около водной станции можно заниматься спортом. Тут установлены тренажёры, есть беговые и велодорожки, скейтпарк, детская площадка.
В прогулочной зоне можно не спеша пройтись, полюбоваться прудом, посидеть на лавочке. Предусмотрена и работа летнего кинотеатра (но пока этому препятствует эпидемическая ситуация), а перекусить можно в кафе.
Ещё одна часть набережной представляет собой выставочную зону. Ничего подобного на Урале больше не встретишь. Под стильными навесами представлены воссозданные по чертежам и фотографиям образцы продукции Верхнетуринского завода: пушки, мортиры, бомбические орудия, снаряды и т.д. Около каждого экспоната установлены таблички с информацией.
Здесь же можно увидеть и макет автомобиля местного умельца Д.Н. Петунина в натуральную величину. В годы Великой Отечественной войны Петунин построил необычную «моторную телегу». Достать в то время бензин было почти невозможно, а на этой машине мастер соорудил газогенератор. В качестве топлива использовал обычные дрова. «Моторная телега» была почти полностью изготовлена из дерева и развивала скорость до 10 км/ч, а её грузоподъёмность достигала 320 кг.
У входа на набережную со стороны завода установлен памятный знак «Дерево памяти города-завода». На нём угадываются пушечные ядра, напоминающие о том, что завод выпускал военную продукцию.
Из минусов набережной – здесь запрещено купание. Будем надеяться, что после окончания борьбы с коронавирусом это ограничение снимут. А может быть запрет связан ещё и с ремонтом плотины – вода в пруду была значительно спущена.
Как же такой объект, способный стать гордостью для любого города-миллионника, появился в Верхней Туре? В небольшом городке с населением всего-то 9 тысяч человек, состоящим главным образом из частного сектора. Оказывается, в 2018 году Верхняя Тура стала одним из победителей во всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной среды среди малых городов (единственным среди городов Свердловской области) и получила грант.
Из федерального бюджета на реконструкцию набережной выделили 30 млн руб., из областного – 60 млн руб., а из местного – 12 млн руб. Таким образом, общая стоимость новой набережной – более 100 млн руб. Проект реконструкции разработали архитекторы и дизайнеры проектного центра УрГАХУ «АРХЭКОПОЛИС» под руководством А.Ю. Печёнкина. Строительство шло с января по сентябрь 2019 года.
Поблизости расположен сквер молодожёнов, где тоже красиво. Верхняя Тура с момента нашего прошлого посещения изменилась до неузнаваемости и стала ещё приятнее. Если будете в этих местах, обязательно загляните! А ещё здесь можно побывать на загадочной сопке Ермака. Благодарю за внимание! Ваш Павел Распопов.