В условиях обостренного восприятия общения людей друг с другом любая книга на эту тему может помочь расставить правильно приоритеты того, как, с кем, когда и по какому поводу общаться. «Какое это может иметь отношение к роману, написанному три года назад?», - спросит уважаемый читатель и будет прав. Однако, стоит напомнить нашему проницательному читателю, что никто еще не отменял популярные жанры (например, детектив) и никто не отказывал современным писателям в праве на рассказ о том, что им хорошо известно.
Автор романа о желаниях, которые требуют жертв (в данном случае, весьма брутальных), практикующий психолог, причем в той сфере, в которой у нынешних любителей чтения возникают проблемы. А с ними надо как-то разбираться. И первый рецепт в излечение конфликтных ситуаций с самим собою и миром – это слово. «Слово лечит, слово мысль отгоняет», - как говаривали в моем любимом телефильме про магистра магии и чудес. И если принять сей тезис на веру и сделать своим убеждением, то вам будет легко войти и в мир романа Нины Халиковой. Ибо здесь героям, по воле автора, дано право не только совершать поступки, но и думать. При этом проговаривая кое-какие мысли, а кое-что оставляя внутри себя. Но магическая возможность литературы заглянуть внутрь души героя здесь оказывается в помощь и автору, и читателю.
Не стоит думать, что текст романа – это сплошные монологи и диалоги. В нем есть крепко спаянная фабулой интрига криминального характера. Несомненный шарм тексту добавляет основная локация романа (или как любят писать теоретики – хронотоп): действие разворачивается на подмостках и за кулисами музыкального театра, где вспыхивают, прогорают или тлеют костры личных амбиций, потому что подавляющий состав солистов и кордебалета данного текста имеет непосредственное отношение к миру Терпсихоры. Время действие, как пишут в аннотациях, - наши дни.
Бесполезно разгадывать прототипы персонажей действующих лиц – от солистов балета до буфетчицы. Здесь гораздо важнее другое. Автор проницательно уловила всю многомерную сложность внутреннего мира танцующих виллис и принцев с лесничими. Недаром сюжетная исходная ситуация – подготовка премьера балета «Жизель». И каждый здесь свою играет роль. «Жизнь – это такая занятная игра, в которой все постоянно жульничают», - встречаем мы саркастический афоризм на страницах романа Нины Халиковой. Только вот на сцене сжульничать еще никому не удавалось, потому что театр – это искусство-рентген, которое просвечивает характер человека насквозь. А если учесть, что в романе написанном прекрасной дамой, бушуют любовные страсти, то любой читатель поневоле подумает о том, какая опасная эта штука – страсть, замешанная на вожделении. Процитируем другой пассаж автора: «В любви, как в азартной игре, как в тотализаторе, не существует классовых различий, в любви есть только победители и побежденные».
Пересказывать все перипетии и коллизии разыгравшейся драмы, - занятие неблагодарное и зряшное. Детектив должен сохранять тайну преступления до самого финала. Могу сказать: в романе «Желания требуют жертв» убийца – явно не дворецкий. Хотя отсвет великой Агаты Кристи временами падает на некоторые выведенные автором характеры. Впрочем, и тени Бабеля с Шоломом-Алейхом тоже мелькают порою на периферии сюжета. А самый внимательный читатель вряд ли пропустит изящный эпиграф, открывающий текст. Его автор – Мартин Хайдеггер. Мы получаем в результате интеллектуальный коктейль со вполне определенной перчинкой интриги с убийством и покушением на убийство.
Конечно, привычка читать бесконечные упражнения в детективном остроумии наших писательниц-замечательниц – от Марининой и Донцовой до Устиновой и Дашковой, в некотором смысле приучила отдыхающую за подобным чтением публику к релаксации в общении с текстом. Нина Халикова слишком дорожит каждым из своих героев, чтобы оставить каждого без внимания и его собственной истории. И, быть может, именно эта особенность структуры романа не позволяет относится у нему легкомысленно. Ибо в прошлом каждого из представленных в тексте людей балетного мира есть своя тайна, своя история, которая и определяет его современное бытие и образ действий и мысли.
Таким образом, автор неожиданно разворачивает читательскую мысль и ощущения вовсе не в сторону Хайдеггера, а совсем в другом направлении, отправляя нас мысленно в гости к венскому психоаналитику по фамилии Фрейд, ибо сказано им: «У каждого человека есть желания, которые он не сообщает другим, и желания, в которых он не сознается даже себе самому». Если вы возьмете в руки роман Нины Халиковой, то вас ждет путешествие именно в ТАКОЙ мир сокровенных желаний. К чему приводит их исполнение? Ответ – в конце книги.
Сергей Н. Ильченко
Профессор, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения
https://jf.spbu.ru