Найти в Дзене
ЮСТВyz

НУ, ЧТО – КОЛБАСЫ НАЕЛИСЬ?!

#СЛУЖБА В ГСВГ #размышления о жизни
Леонид Ильич...
В интернете блуждает фото Леонида Ильича Брежнева с текстом, не помню дословно, типа:
-Ну, что - полно теперь колбасы в магазинах? Все наелись?
Оглавление

#СЛУЖБА В ГСВГ #размышления о жизни

Леонид Ильич...
Леонид Ильич...

В интернете блуждает фото Леонида Ильича Брежнева с текстом, не помню дословно, типа:

-Ну, что - полно теперь колбасы в магазинах? Все наелись?

Люди старшего поколения все больше ностальгируют по Советскому Союзу, в котором несмотря на массу, конечно, всякого тоже маразма, человек все-таки социально был надежно защищен (не буду углубляться в подробности на эту тему, и так все все знают, кроме нового поколения, которое живет уже совершенно другой жизнью и в другом своем мире), тем более, если был не глупым человеком, не ленивым, мог совершить вполне нормальный карьерный рост в любой отрасли даже без влиятельных родственников и создать нормальные условия, обеспечив материально себя и своих близких. То же самое можно было сказать и о европейских странах соцсодружества, где уровень жизни был гораздо выше.

Это я к тому, что в период службы в ГСВГ мне довелось много ездить по стране, общаться с местными жителями различных социальных категорий по работе и бывая у них дома в гостях, и в маленьких населенных пунктах, и крупных городах, и в самом Берлине. Сравнение было далеко не в нашу пользу.

До сих пор в памяти первое посещение немецкого гаштета в малюсеньком городке (у меня даже язык не поворачивается сказать «в деревне», потому что, ну, как ни как не ассоциировалась наша деревня с их подобной административной единицей).

Красивые ухоженные домики с такой же приусадебной территорией, где ты не видишь и не чувствуешь присутствия какой-то домашней скотины в усадьбе - настолько это все было продумано и организовано. Асфальтированные дороги. И в каждом населенном пункте не менее одного такого ресторанчика, где я побывал – все зависело от размера селения.

Так вот, что меня поразило в первую очередь. Я обратил внимание на двух довольно взрослых женщин лет восьмидесяти, сидящими за столиком и о чем-то оживленно беседующими. В брючных костюмчиках, с причесочками, маникюрчиком и педикюрчиком, с сигаретками и рюмочками в руках, с белозубыми улыбками на лице. После довольно продолжительной беседы дамы вышли из заведения, попрощались, сели в свои авто за руль и разъехались…( я настолько увлекся наблюдением за ними, что не удержался и вышел, якобы подышать свежим воздухом, чтобы досмотреть до конца этот эпизод их встречи).

Смотрел им вслед, а у меня перед глазами всплывала наша деревня, с ее пыльной до безумия дорогой, беззубые наши, максимум шестидесятилетние, «старушечки» с потрескавшимися натруженными руками, которые такую картину, которую увидел только что я, могли увидеть только по телевизору, если на то у них было время или если был в хате тот же самый телевизор.

Прослужив пять лет в этой стране, успев увидеть и ее гибель, я часто задавался и задаюсь одним и тем же вопросом - чего же восточным немцам не хватало, что они так рвались к объединению с западными?

Та боль, которая возникла в свое время у них при разделении со своими родственниками берлинской стеной, со временем притупилась, тем более, что возможность с ними общаться уже была – «железный занавес» уже не был таким «железным».

Жили гэдээровцы довольно обеспеченно, так как государство об этом по-настоящему заботилось. Проблемы в жилищном вопросе, практически, отсутствовали… Чего стоил один только факт: если ты решил построить дом, то мог на это дело оформить рассрочку на сто лет (дети выплатят, если сам не успеешь погасить, взятые у государства в долг денежные средства…успевали, потому что хорошо зарабатывали!). В семье рождался ребенок – его сразу же ставили в очередь на автомобиль, и к своему совершеннолетию он мог его купить (автопромышленность по какой-то причине не успевала удовлетворить потребности народа в этой нише, по какой – уже не помню, но то, что интересовался – это точно помню))).

Кстати, это, по-видимому, один из моментов – чего жителям ГДР не хватало. Как-то на одной из теплых дружеских встреч в разговоре с немецким полковником из их министерства обороны я этот вопрос и задал ему. Он ответил, что у него есть ВСЕ! Хотелось бы только иметь хороший автомобиль, которых, увы, в ГДР не было. Местное производство выпускало «Трабанты», «Вартбурги», мы им поставляли «Москвичи», «Жигули», «Волги», а еще румыны – «Дачьи». И все. Деньги у людей были, а вот купить то, чего бы хотелось, возможности не было.

Продуктов в магазинах было полно с широчайшим ассортиментом и по доступной цене, как и изделий из любой промтоварной группы. Одежда и обувь были двух категорий – обычные и, так называемые, «шиковские» (по названию магазинов), т.е – «на вкус и цвет». Наше популярное и расхожее понятие «дефицит» отсутствовало.

Отдельной главой проходил досуг немецких граждан этой социалистической страны. И в гражданских организациях, и в военных структурах – везде были специальные статьи расходов на проведение различных культурных мероприятий, организацию экскурсий. Кроме того, каждый мог позволить себе прекрасно провести выходные дни, съездив на Балтику или посетив прекрасный Tierpark Berlin-Friedrichsfelde – крупнейший зоопарк в Европе, который в народе назвался просто Тир-парк. Там было интересно и детям, и взрослым – животные были в непосредственной близости и не обязательно в вольерах (конечно, те, которые не представляли никакой опасности для людей). На каждом шагу различные кафешечки, опять же - с учетом потребностей всех возрастных категорий))).

Вот он красавец!
Вот он красавец!

Отдельное место в индустрии развлечений занимал Дворец спорта в Берлине – по тем временам впечатлений – «полный чемодан»! Ты мог позволить себе всей семьей «завалить» туда на целый день и провести его с огромным удовольствием! И это удовольствие стоило на каждого человека 50 пфенингов!!!( по тогдашнему валютному курсу на советские деньги это стоило примерно пятнадцать копеек). После оплаты этой суммы при входе выдавалась резиновая шапочка и ключик с резиновым браслетиком, чтобы одеть на руку, от шкафчика в раздевалке. Переодевались, брали металлические денежки – их в карманчик плавочек – и …в сказку! Детский «лягушатник», бассейн с цветомузыкой и имитаций морских волн, бассейн для плавания обычного с выходом на улицу, где были оборудованы различные «горки» для покатушек в открытом искусственном водоеме (водичка теплА, а «за бортом» - холодА – кайф!), бассейн с вышками для ныряния. Здесь же бар с различными напитками, бутербродами и мороженым, а за его стеклянной стеной в любое время года любители коньков могли поразвлечься на катке. А еще в здании Дворца были тренажерные залы, несколько кафе и ресторанов. Короче, зашел утром – и вышел поздним вечером. Все для здоровья – и душевного, и физического.

Конечно, сейчас этим никого не удивишь…Хотя, я не прав – удивить можно – бешеными ценами в аквапарках для семьи даже средней руки.

Вот такой была эта чудесная страна. Всему этому способствовал очень грамотный подход к формированию и расходованию бюджета страны. По другому расставлялись приоритеты. Однажды, на экскурсии в Дрездене, увидел старинные здания, соборы, которые еще с войны были разрушены и не были восстановлены, а прошло-то уже более четырех десятилетий…). Поинтересовался у сопровождающего – как же так?

-Во-первых, - прозвучал ответ, - есть более важные темы: к примеру, образование, медицина. Появляются какие-то излишки – тогда отправляем на решение других вопросов, в частности, на реставрацию такого рода объектов. А, во-вторых, пусть молодежь видит через что наше государство и наш народ прошли. Чтобы такое больше не повторилось.

(Вот вам – и экономика, и мораль. Что интересно, - именно Дрезден стал центром движения за объединение с Западной Германией, а впоследствии, - наоборот, за разъединение. Во как в жизни бывает!).

От объединения все ждали чуда…

Никто даже не мог предположить, что «западные родственники» не примут «восточных» в свою семью на равных. В один миг люди превратились в «третьесортную» категорию - бургомистры стали лифтерами, военные –разнорабочими и сторожами, продавцы – уборщиками, и т.д., и т.п. Появились и безработные, и бездомные…

Вспоминаю слова своего приятеля Буркхарта, который был директором автобазы, обеспечивающей развозом продукции для торговых точек, его приподнятое настроение, близкое к эйфории, после сноса берлинской стены.

-Ну, вот! Сейчас весь автопарк обновим – пересядем на «мерседесы»! Все будет на высочайшем уровне!

Да, обновили. Да, все стало на другом уровне. Но – с новым директором –итальянцем, и другими водителями… без Буркхарта…

И такая участь ждала большую часть тех, кому чего-то чуть-чуть не хватало – особенно свободы…

Свободны…Только почему-то не радостно…

Новые истории читайте на моём канале ЮСТВ yz - zen.yandex.ru/iuraseverin

Там же ВЫ сможете посмотреть телепередачи и познакомиться с интересными людьми!