Найти тему

Россия смогла состыковаться со станции NSF

Государственная космическая корпорация Российской Федерации «Роскосмос» начала свою последнюю миссию по пополнению запасов на Международной космической станции. Корабль снабжения, «Прогресс МС-15», стартовал в четверг, 23 июля, в 14:26:22 UTC или в 10:26:22 ПО ВОСТОЧНОМУ ВРЕМЕНИ с площадки No 31/6 на космодроме Байконур, Казахстан.

Корабль прибыл и состыковался к МКС используя автоматическую систему стыковки «КУРС-НА». Однако проблема с программным обеспечением вызвала несколько напряженных моментов и беспокойства, поскольку «Прогресс» отклонился от курса и плана полета, но российские операторы и экипаж не нажимали кнопку «Отмена», чтобы остановить стыковку.

Космический корабль «Прогресс МС-15» пополнит экипаж «Экспедиция-63» запасами и расходными материалами, а также доставит новое оборудование, чтобы помочь отследить источник повышенного уровня бензола в воздухе станции.

По словам представителя НАСА, оборудование для мониторинга качества воздуха в режиме реального времени, запущенное на «Прогресс МС-15», «продолжит работу по выявлению источника, вызывающего более высокие, чем обычно, уровни содержания бензола в атмосфере станции. Дополнительная воздушная фильтрация уже установлена, и все обнаруженные уровни остались значительно ниже порогового значения для любого воздействия на экипаж».

Дополнительные предметы на борту включают обувь для члена экипажа НАСА, KTO (контейнеры для твердых отходов для туалетов), EDV (контейнеры для мочи), один резервуар для предварительной обработки воды и питьевую воду для российского сегмента станции, а также запас еды на два месяца.

До прибытия корабля «Прогресс МС-15» на станции было достаточно расходных материалов/товаров для обеспечения полного комплекта экипажа из шести человек до первого квартала 2021 года, причем востребованным грузом была еда. Все расходные материалы, кроме продуктов питания, хранятся до конца (включая запасы) до «по крайней мере первой половины 2021 года, если не дальше», отмечает НАСА.

-2

В апреле 2020 года после прибытия на Байконур элементы ракеты-носителя «Союз 2.1а», предназначенные для миссии, были выгружены из железнодорожных вагонов. «Блок-А» состоит из двух частей (как обычно): бак жидкого кислорода, керосиновый бак РП-1 и двигатель РД-108А.

Бак RP-1 и секция двигателя RD-108A "Союз-2а" "Блок-А" прибывают на место старта. (Кредит: Роскосмос)

Ракета-носитель «Союз 2.1а» для миссии - Я15000-040 (Я15000-040).

Тем временем на сборочно-испытательном комплексе инженеры РКК «Энергия» начали работы с «Прогресс МС-15», чтобы подготовить его к проверке электрических цепей и солнечных батарей, чтобы проверить общее состояние корабля.

Затем космический аппарат проходил испытания в безэховой камере до 23 июня. Стены камеры, поглощающие излучения, имитируют обстановку в космосе. В ходе испытания была протестирована система «КУРС-НА».

«Курс-НА» — это обновленная версия навигационной системы «Курс», которая была первоначально разработана в 1980-х годах для замены системы «Игла», которая в основном использовалась на станциях «Салют». «Союз ТМ-2» был первым космическим кораблем, использовавшим систему «Курс», когда космонавты Юрий Романенко и Александр Назейкин прибыли на космическую станцию «Мир» в 1987 году для полета на ЭО-2 «Мир».

30 июня РКК «Энергия» объявила, что «Прогресс МС-15» завершил испытания на герметичность в вакуумной камере, расположенной на площадке 254. Такие вакуумные испытания являются стандартными для космического корабля «Прогресс» и «Союз» до сборки ракеты-носителя.

В начале июля две секции блока «А-2» ракеты «Союз 2.1а» были скреплены болтами и объединены.

6 июля солнечные панели «Прогресс МС-15» были снова испытаны, на этот раз функционально, на них направлено мощное освещение в развернутом положении для проверки их способности генерировать электричество.

-3

Два дня спустя специалисты из Южного (ответственного за наземную инфраструктуру) начали подготовку к запуску на площадке No 31/6, которая с момента запуска корабля «Союз-15» в 2019 году стала единственной эксплуатационной площадкой ракеты-носителя «Союз» на космодроме Байконур, а будущее стартовой площадки No 1/5 остается в подвешенном состоянии.

13 июля «Прогресс МС-15» был установлен на динамическом стенде для окончательных работ по интеграции после заправки и заполнения бортовых баков 420 литрами воды и 600 кг топлива для Станции. Находясь на динамическом стенде, корабль был загружен всеми грузами.

16 июля космический корабль был помещен в обтекатель полезного груза, а затем загружен в специальный железнодорожный вагон и доставлен на комплекс по интеграции и испытаниям, где ожидала его ракета-носитель «Союз 2.1а».

Затем космический корабль был интегрирован с блоком «Блок-И», который затем был соединен с остальной частью ракеты-носителя.

Полностью собранная ракета «Союз 2.1а» 20 июля совершила короткую поездку по железной дороге от сборочного комплекса до площадки No 31/6. Оказавшись на стартовой площадке, «Союз 2.1а» была поднят в вертикальное положение, и башни пусковой платформы были подняты, чтобы получить доступ персонала для обслуживания.

После взлета «Союз 2.1а» выполнил манёвр тангажа и крена, чтобы выйти на правильный азимут или курс для запуска, чтобы доставить его на орбиту с наклоном 51,6 градуса.

Наклон 51,6 градуса по орбите Международной космической станции напрямую связан с расположением космодрома Байконур с геополитической, графической точки зрения и с точки зрения спасения экипажа.

-4

Расположение станции относительно космодрома Байконур во время запуска корабля «Прогресс МС-15» 23 июля 2020 года. (Фото: приложение GoISSWatch)

Старт в восточном направлении от Байконура приводит к пролету Монголии и Китайской Народной Республики во время выведения. Чтобы избежать этого и провести траекторию полета ракеты по курсу, который проходит только-только над Казахстаном и Российской Федерации, был выбран наклон в 51,6 градуса — такой же, как для космической станции «Мир».

Для этого запуска, после ориентации по правильному азимуту, первая ступень «Блок-А» и четыре боковых ускорителя на жидком топливе вывели «Союз 2.1а» из плотных слоев атмосферы. Буквально через две минуты полета ракеты-ускорители разошлись, и первая ступень «Блок-А» продолжала выведения до 4 минут 45 секунд после начала полета.

Незадолго до отключения первой ступени «Блока-А» вторая ступень «Блока-И» выполнила манёвр «горячего разделения», когда двигатель включается при все еще соединенном «Блок-А». Как только двигатель второй ступени «Блок-И» достиг полной тяги, первая ступень «Блок-А» отключает двигатель и отделяется.

Затем вторая ступень доставила корабль «Прогресс МС-15» на круговую 200-километровую орбиту через 8 минут 46 секунд после старта.

«Прогресс МС-15» отделился от «Блока-И» и немедленно развернул солнечные батареи и антенны связи, что позволило кораблю установить связь с наземной станцией слежения на космодроме Восточный в восточной части России. Эти данные позволили операторам полета в московском Центре управления полетами подтвердить орбиту корабля и разрешить суперскоростную двухчасовую доставку (за 3 часа 21 минуты) к Международной космической станции.

-5

Ракета «Союз 2.1а» с «Прогрессом МС-15» прибывает на стартовый стол Зоны No 31/6 на Байконуре. (Кредит: Роскосмос)

«Прогресс МС-15» использовал свою автоматизированную систему «Курс-НА» для выполнения окончательного стыковочного маневра в стыковочный узел «Пирс» МКС.

В то время как стыковка была успешной примерно на одну минуту раньше срока, сбой программного обеспечения заставил «Прогресс МС-15» отклониться от запланированной траектории полета и резко колебаться всего в 3-5 метрах от станции.

Что-то, что потребует объяснения, — это то, почему Роскосмос и российские члены экипажа, по-видимому, не следуют правилам безопасности и не остановили стыковку со станцией, и почему никто не пытался взять ручной контроль за «Прогрессом» для его стыковки, опять же в соответствии с правилами безопасности.

Россия весьма критически относится к транспортным средствам SpaceX Crew Dragon и Boeing Starliner, заявляя, что их программное обеспечение и общая конструкция еще недостаточно безопасны, чтобы перевозить на своем борту россиян, однако сам Роскосмос столкнулся с двумя серьезными проблемами автоматической стыковки программного обеспечения менее чем за год.

Несмотря на поднятые вопросы о драматизме и безопасности, кораблю «Прогресс МС-15» удалось выполнить автоматическую стыковку с модулем «Пирс».

После того, как относительное движение между МКС и кораблем прекратилось, несколько крюков и защелок был приведен в движение для стягивания корабля «Прогресс МС-15» и стыковочного узла «Пирс».

Согласно текущему плану, по завершении своей миссии через несколько месяцев «Прогресс МС-15» не выполнит стандартную расстыковку и не улетит с Международной космической станции.

Вместо этого весь модуль «Пирс» будет удален со станции, а «Прогресс МС-15» будет действовать как буксир, который безопасно уведет этот модуль от комплекса и сведет его в атмосферу Земли.

Стыковочный модуль «Пирс» необходимо снять со станции, чтобы освободить место для долгожданной российской научной лаборатории «Наука», которая будет размещена у того же места, где в настоящее время находится «Пирс».

Сама Наука оборудована стыковочным узлом, чтобы занять место «Пирса» для приема будущих миссий «Прогресс» и «Союз».

Этот текущий план основан на графике запуска модуля «Наука» и может быть изменен в соответствии с графиками, планами и требованиями Космоса

-6