Странно или нет, материал на эту статью я собираю уже около двух лет.
Накопилось конечно больше, чем на несколько абзацев текста с парой десятков фотографий, но надо же с чего-то начинать.
Предысторию этого моего интереса я выложила по хэштегу #свитера 1980-х
Если к нему присоединятся другие поклонницы жанра, а так же мастерицы, у которых сохранились свои вещи и скриншоты из журналов 1980х-первой половины 1990х годов - я буду только рада.
До середины 1990х потому что мода 1980х продлилась до 1995-1996, а локально до 1999го года из-за необходимости насытить бывший социалистический лагерь всем тем, что он уже мог видеть в кино и каталогах, но всё ещё не мог купить.
Такие вот связи моды, мировой экономики и социальных и политических процессов.
Вопросом - откуда взялись такие невозможные свитера 1980х годов - я задалась несколько лет назад.
Дело в том, что последние настолько сложные по задумке и исполнению вещи в ХХ веке до этого - это вечерние платья и парные к ним вечерние пальто 1920х годов.
При мнимой простоте силуэта - они сложны и по крою и по отделке, по потайным деталям и количеству приёмов позволяющих сохранять строгий силуэт в статике и динамичный в динамике, если я наберу достаточное количество иллюстраций говорящих сами за себя - будет и текст.
Дальше даже высокая мода шла по пути упрощения кроя, отделки, а особенно - количества сочетаний в одном образе или в одной вещи приёмов и фактур.
Мода прет-а-порте тем более упрощалась - потому что женщины пошли работать, преуспели в этом (отчасти неожиданно для мужчин), жизнь стала намного более динамичной, а во время войн и сразу после было, тем более, не до роскошеств и излишеств.
Свитера же 1980х годов воплотили в себе именно что "роскошества" и "излишества".
Самые неожиданные сочетания кроя, цвета, фактур.
Нить с люрексом, детали из парчи и ламе.
Украшение аппликациями, вышивкой, бусинами, бисером, мехом, иногда даже перьями или имитацией перьев.
Сложнейшие узоры в рельефных и в жаккардовых техниках, сочетание их между собой, перенос на вещь живописных полотен.
Чтобы понять историю такого подхода - нужно вернуться в 1970е, в 1960е, отчасти в 1930е и довольно плотно в 1920е годы.
Посмотреть на историю моды, историю живописи и историю текстиля ХХ века.
Обратиться к творчеству модельеров - Ив Сен Лорана, Андре Куррежа, Эльзы Скиапарелли, Эрте, Надежды Ламановой.
К живописи начала ХХ века - к направлениям - абстракционизм, кубизм, фовизм, постимпрессионизм, пуантилизм.
Обязательно к творчеству Сони Делоне - и к её живописи и к текстильным экспериментам.
К стилю Арт Деко во всех его проявлениях от одежды и ювелирных украшений до мебели и архитектуры.
Тут стоит уточнить ещё один нюанс - в ХХ веке чередование чёткой геометрии и природных, плавных мотивов идёт ровно через двадцать лет.
Женщина-цветок - это 1910е, 1930е, 1950е и 1970е - нечётные десятилетия.
Геометричные 1920е же созвучны, влияют последовательно на - 1940е, 1960е и 1980е.
Из пространства СССР и ещё целых двадцать лет после было не очень заметно влияние стиля Арт Деко на моду 1980х годов во всём мире, потому что в СССР негласно отрицалось существование этого стиля - как слишком роскошного, пропагандирующего материальные ценности, вместо него в СССР был конструктивизм - и, если знать, на что обращать внимание, становится ясно, что это те ещё "близнецы-братья разлученные злыми сценаристами в начале фильма" - как по базе подхода - функционализм в форме, так и по годам расцвета - 1920е.
Частично нишу арт деко в Советском Союзе занимал сталинский ампир.
Но, если конструктивизм 1920х влиял в дальнейшем в большей степени на идею необходимости экономики быть экономной (хрущёвки, блочная архитектура, отказ от лепнины, портиков, исторических цитат и шпилей на зданиях).
То Арт Деко (у меня дизайнерская слабость писать название именно этого стиля с заглавных букв) - прорастал в дизайне 1960х и 1980х - чёткостью конструкций и графики, роскошью материалов и буйством цвета и видов отделки.
Так художник Роман Тыртов - Эрте сумел прожить два возвращения своей славы 1920х годов в 1960х и в 1980х.
Годы жизни Маэстро - 23 ноября 1892 г - 21 апреля 1990 г. (97 лет) Санкт-Петербург, Российская Империя-Париж Франция - и он не переставал работать как дизайнер до конца своей жизни, в 1980х у него успел взять интервью только что переехавший во Францию Александр Васильев.
Из СССР подростком уже увлечённым модой, но на нищей, практически отсутствующей советской иллюстративной базе о таком пересечении эпох, буржуазных, "враждебных" стилистических эпох догадаться было фактически невозможно.
Потом моим вниманием завладели другие стили и направления, в том числе мода в режиме реального времени, но несколько лет назад, когда восьмидесятые всё-таки сделали долгожданный "камбэк", а интернет начал наполнятся качественно отсканированными винтажными иллюстрациями, я не на шутку заинтересовалась - откуда?
Наконец я собрала предысторию - от 1920х до коллекций конца 1970х годов Ив Сен Лорана.
Кандинский
Василий Васи́льевич Кандинский - 4 (16) декабря 1866, Москва - 13 декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция.
Русский и французский художник и теоретик изобразительного искусства, стоявший у истоков абстракционизма.
Мондриан
Питер Корнелис Мондриан - 7 марта 1872, Амерсфорт, Нидерланды - 1 февраля 1944, Нью-Йорк.
Нидерландский художник, который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи.
Абстракционизм
Абстракционизм - лат. abstractio "удаление, отвлечение".
Ненарративное искусство или в английской терминологии Abstract Art — искусство, отказавшееся от нарратива, сюжетности.
Абстрактное искусство проявлено не только в живописи и скульптуре, но и во всех остальных видах искусства, в первую очередь в музыке.
Матисс
Анри Эмиль Бенуа Матисс - 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Франция - 3 ноября 1954, Ницца, Франция.
Французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму.
Фовизм
Фовизм - фр. Fauvisme, от фр. fauve - дикий.
Направление во французской живописи конца XIX -начала XX века. Классическим периодом фовизма принято считать время с 1904 по 1908 год.
Эльза Скиапарелли
Эльза Луиза Мария Скиапарелли - 10 сентября 1890 года, Рим, Италия - 13 ноября 1973 года, Париж, Франция.
Парижский модельер и дизайнер - из аристократической итальянской семьи по происхождению, одна из создательниц "прет-а-порте".
Собственно она и ввела в моду свитера с "обманками". При создании своих коллекций сотрудничала с художниками - Сальвадор Дали, Жан Кокто. А так же пуговицы в виде игральных карт, насекомых, символов. Знаменитое платье с омаром по мотивам картины Дали.
Соня Делоне Симультанизм
Соня Делоне - 1885, Одесса, Херсонская губерния, Российская империя, ныне Украина - 1979, Париж.
Французская художница-абстракционистка, создала вместе с мужем Робером Делоне направление - "Симультанизм" – круги, цвет, свет, одновременность.
Сами Соня и Робер заявляли, что симультанизм – это изображение движения цвета в свете.
Перевела живописные находки в одежду, текстиль- печать на ткани и создание полотна вручную из кусочков, в театральные костюмы, в роспись автомобилей.
Придала технике "пэчворк" звучание высокой живописи.
В 1920 году, по возвращении в Париж, Соня открыла модное ателье.
В 1925 она участвовала в Международной выставке декоративного искусства вместе с Александрой Экстер, Надеждой Ламановой, Натаном Альтманом, Давидом Штеренбергом. Соня стала крупнейшим мастером ар-деко, её находки широко использовались в дизайне, керамике, сценографии, рекламе.
В 1930-е годы была близка к абстракционистским поискам Кандинского, Мондриана, Б. Хепуорт, М. Сёфора.
Если мастера живописи повлияли на моду ХХ века косвенно - через цвет и поиски нового языка на своих полотнах, на своей довольно закрытой территории.
То Соня Делоне и Эльза Скиапарелли переводили свои и чужие живописные находки в область одежды "с пылу с жару" - мгновенно.
О Соне Делоне русские журналы конца 1990х-начала 2000х годов публиковали неохотно, возможно, дело в происхождении, в остаточном явлении культа "предательства родины", но эта женщина повлияла на всю моду, которая была после неё.
Эльзу Скиапарелли социалистический лагерь принимал тоже "скрепя зубами" - видимо, "скрепя сердце" и "скрипя зубами" одновременно, хотя игнорировать наличие в истории живописи Сальвадора Дали было невозможно даже в "консервной банке" "железного занавеса".
Такая история в масляной краске, лоскутах ткани и в пряже за семьдесят лет ХХ века.
Лайк, если статья понравилась или была полезной.