Найти тему
Ольга Таволга

Свитера 1980х и их предыстория в ХХ веке.

Линда Евангелиста для журнала 1984-1985 год.
Линда Евангелиста для журнала 1984-1985 год.

Странно или нет, материал на эту статью я собираю уже около двух лет.
Накопилось конечно больше, чем на несколько абзацев текста с парой десятков фотографий, но надо же с чего-то начинать.

Предысторию этого моего интереса я выложила по хэштегу #свитера 1980-х
Если к нему присоединятся другие поклонницы жанра, а так же мастерицы, у которых сохранились свои вещи и скриншоты из журналов 1980х-первой половины 1990х годов - я буду только рада.
До середины 1990х потому что мода 1980х продлилась до 1995-1996, а локально до 1999го года из-за необходимости насытить бывший социалистический лагерь всем тем, что он уже мог видеть в кино и каталогах, но всё ещё не мог купить.
Такие вот связи моды, мировой экономики и социальных и политических процессов.

1984-1985.
1984-1985.

Вопросом - откуда взялись такие невозможные свитера 1980х годов - я задалась несколько лет назад.
Дело в том, что последние настолько сложные по задумке и исполнению вещи в ХХ веке до этого - это вечерние платья и парные к ним вечерние пальто 1920х годов.
При мнимой простоте силуэта - они сложны и по крою и по отделке, по потайным деталям и количеству приёмов позволяющих сохранять строгий силуэт в статике и динамичный в динамике, если я наберу достаточное количество иллюстраций говорящих сами за себя - будет и текст.
Дальше даже высокая мода шла по пути упрощения кроя, отделки, а особенно - количества сочетаний в одном образе или в одной вещи приёмов и фактур.
Мода прет-а-порте тем более упрощалась - потому что женщины пошли работать, преуспели в этом (отчасти неожиданно для мужчин), жизнь стала намного более динамичной, а во время войн и сразу после было, тем более, не до роскошеств и излишеств.

1984-1985.
1984-1985.

Свитера же 1980х годов воплотили в себе именно что "роскошества" и "излишества".
Самые неожиданные сочетания кроя, цвета, фактур.
Нить с люрексом, детали из парчи и ламе.
Украшение аппликациями, вышивкой, бусинами, бисером, мехом, иногда даже перьями или имитацией перьев.
Сложнейшие узоры в рельефных и в жаккардовых техниках, сочетание их между собой, перенос на вещь живописных полотен.
Чтобы понять историю такого подхода - нужно вернуться в 1970е, в 1960е, отчасти в 1930е и довольно плотно в 1920е годы.
Посмотреть на историю моды, историю живописи и историю текстиля ХХ века.

Шёлковое вечернее платье с аппликациями из бархата по эскизам Натальи Гончаровой для Marie Cuttoli, retailed by House of Myrbor, Paris, ca. 1923.
Шёлковое вечернее платье с аппликациями из бархата по эскизам Натальи Гончаровой для Marie Cuttoli, retailed by House of Myrbor, Paris, ca. 1923.

Обратиться к творчеству модельеров - Ив Сен Лорана, Андре Куррежа, Эльзы Скиапарелли, Эрте, Надежды Ламановой.
К живописи начала ХХ века - к направлениям - абстракционизм, кубизм, фовизм, постимпрессионизм, пуантилизм.
Обязательно к творчеству Сони Делоне - и к её живописи и к текстильным экспериментам.
К стилю Арт Деко во всех его проявлениях от одежды и ювелирных украшений до мебели и архитектуры.

Вечерние платья 1925. Арт Деко.
Вечерние платья 1925. Арт Деко.

Тут стоит уточнить ещё один нюанс - в ХХ веке чередование чёткой геометрии и природных, плавных мотивов идёт ровно через двадцать лет.
Женщина-цветок - это 1910е, 1930е, 1950е и 1970е - нечётные десятилетия.
Геометричные 1920е же созвучны, влияют последовательно на - 1940е, 1960е и 1980е.

Chrysler Building 1931 Нью-Йорк - образец Арт Деко в архитектуре небоскрёбов.
Chrysler Building 1931 Нью-Йорк - образец Арт Деко в архитектуре небоскрёбов.

Из пространства СССР и ещё целых двадцать лет после было не очень заметно влияние стиля Арт Деко на моду 1980х годов во всём мире, потому что в СССР негласно отрицалось существование этого стиля - как слишком роскошного, пропагандирующего материальные ценности, вместо него в СССР был конструктивизм - и, если знать, на что обращать внимание, становится ясно, что это те ещё "близнецы-братья разлученные злыми сценаристами в начале фильма" - как по базе подхода - функционализм в форме, так и по годам расцвета - 1920е.
Частично нишу арт деко в Советском Союзе занимал сталинский ампир.
Но, если конструктивизм 1920х влиял в дальнейшем в большей степени на идею необходимости экономики быть экономной (хрущёвки, блочная архитектура, отказ от лепнины, портиков, исторических цитат и шпилей на зданиях).
То Арт Деко (у меня дизайнерская слабость писать название именно этого стиля с заглавных букв) - прорастал в дизайне 1960х и 1980х - чёткостью конструкций и графики, роскошью материалов и буйством цвета и видов отделки.

Erte Print, Art Deco. 1920е.
Erte Print, Art Deco. 1920е.

Так художник Роман Тыртов - Эрте сумел прожить два возвращения своей славы 1920х годов в 1960х и в 1980х.
Годы жизни Маэстро - 23 ноября 1892 г - 21 апреля 1990 г. (97 лет) Санкт-Петербург, Российская Империя-Париж Франция - и он не переставал работать как дизайнер до конца своей жизни, в 1980х у него успел взять интервью только что переехавший во Францию Александр Васильев.

Erte Print, Art Deco.1920е.
Erte Print, Art Deco.1920е.

Из СССР подростком уже увлечённым модой, но на нищей, практически отсутствующей советской иллюстративной базе о таком пересечении эпох, буржуазных, "враждебных" стилистических эпох догадаться было фактически невозможно.
Потом моим вниманием завладели другие стили и направления, в том числе мода в режиме реального времени, но несколько лет назад, когда восьмидесятые всё-таки сделали долгожданный "камбэк", а интернет начал наполнятся качественно отсканированными винтажными иллюстрациями, я не на шутку заинтересовалась - откуда?
Наконец я собрала предысторию - от 1920х до коллекций конца 1970х годов Ив Сен Лорана.

Кандинский

Василий Кандинский "Синий круг". 1922.
Василий Кандинский "Синий круг". 1922.

Василий Васи́льевич Кандинский - 4 (16) декабря 1866, Москва - 13 декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция.
Русский и французский художник и теоретик изобразительного искусства, стоявший у истоков абстракционизма.

Мондриан

Мондриан Красный, желтый, синий и черный 1921.
Мондриан Красный, желтый, синий и черный 1921.

Питер Корнелис Мондриан - 7 марта 1872, Амерсфорт, Нидерланды - 1 февраля 1944, Нью-Йорк.
Нидерландский художник, который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи.

Принцесса Ира фон Фюрстенберг на дефиле в Нью-Йорке 1965
Принцесса Ира фон Фюрстенберг на дефиле в Нью-Йорке 1965
Коллекция Ив Сен Лорана 1965.
Коллекция Ив Сен Лорана 1965.
Mondriaanmode_door_Yves_St_Laurent_1966.
Mondriaanmode_door_Yves_St_Laurent_1966.
Свитер 1980х.
Свитер 1980х.

Абстракционизм

Кандинский "Композиция X" 1939.
Кандинский "Композиция X" 1939.
Кандинский "Желтый, красный, синий" 1925.
Кандинский "Желтый, красный, синий" 1925.

Абстракционизм - лат. abstractio "удаление, отвлечение".
Ненарративное искусство или в английской терминологии Abstract Art — искусство, отказавшееся от нарратива, сюжетности.
Абстрактное искусство проявлено не только в живописи и скульптуре, но и во всех остальных видах искусства, в первую очередь в музыке.

Матисс

Анри Матисс - "Интерьер с египетским занавесом" 1948.
Анри Матисс - "Интерьер с египетским занавесом" 1948.

Анри Эмиль Бенуа Матисс - 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Франция - 3 ноября 1954, Ницца, Франция.
Французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму.

Коллеция "Анри Матисс" Ив Сен Лоран 1981.
Коллеция "Анри Матисс" Ив Сен Лоран 1981.
Знаковые платья из коллекций Ив Сен Лорана конца 1970х-начала 1980х годов.
Знаковые платья из коллекций Ив Сен Лорана конца 1970х-начала 1980х годов.

Фовизм

Фовизм в живописи. Морис де Вламинк. «Натюрморт» 1908
Фовизм в живописи. Морис де Вламинк. «Натюрморт» 1908

Фовизм - фр. Fauvisme, от фр. fauve - дикий.
Направление во французской живописи конца XIX -начала XX века. Классическим периодом фовизма принято считать время с 1904 по 1908 год.

"Синий конь" Франца Маркуса  - немецкий экспрессионизм 1911 год и "Sandra" 1994.
"Синий конь" Франца Маркуса - немецкий экспрессионизм 1911 год и "Sandra" 1994.

"Дикие" цвета в "Verena" № 1, 1993.
"Дикие" цвета в "Verena" № 1, 1993.

Эльза Скиапарелли

Elsa Schiaparelli  1920's. Свитер-обманка с бантом.
Elsa Schiaparelli 1920's. Свитер-обманка с бантом.

Эльза Луиза Мария Скиапарелли - 10 сентября 1890 года, Рим, Италия - 13 ноября 1973 года, Париж, Франция.
Парижский модельер и дизайнер - из аристократической итальянской семьи по происхождению, одна из создательниц "прет-а-порте".

Свитера-обманки от Эльзы Скиапарелли 1920е.
Свитера-обманки от Эльзы Скиапарелли 1920е.

Собственно она и ввела в моду свитера с "обманками". При создании своих коллекций сотрудничала с художниками - Сальвадор Дали, Жан Кокто. А так же пуговицы в виде игральных карт, насекомых, символов. Знаменитое платье с омаром по мотивам картины Дали.

Schiaparelli Lobster Dress 1937. Lobster by Dali.
Schiaparelli Lobster Dress 1937. Lobster by Dali.
Обманка 1980е.
Обманка 1980е.
Воды той реки.
Воды той реки.
Тоже обманка.
Тоже обманка.

Вкусняшки важны всегда.
Вкусняшки важны всегда.

Соня Делоне Симультанизм

Соня Делоне (и ещё две модели) в их с мужем мастерской 1924.
Соня Делоне (и ещё две модели) в их с мужем мастерской 1924.

Соня Делоне - 1885, Одесса, Херсонская губерния, Российская империя, ныне Украина - 1979, Париж.
Французская художница-абстракционистка, создала вместе с мужем Робером Делоне направление - "Симультанизм" – круги, цвет, свет, одновременность.
Сами Соня и Робер заявляли, что симультанизм – это изображение движения цвета в свете.

Sonia Delaunay and Art Deco Design.
Sonia Delaunay and Art Deco Design.

Перевела живописные находки в одежду, текстиль- печать на ткани и создание полотна вручную из кусочков, в театральные костюмы, в роспись автомобилей.

Эскиз Сони Делоне и фотография 1920х.
Эскиз Сони Делоне и фотография 1920х.

Придала технике "пэчворк" звучание высокой живописи.
В 1920 году, по возвращении в Париж, Соня открыла модное ателье.
В 1925 она участвовала в Международной выставке декоративного искусства вместе с Александрой Экстер, Надеждой Ламановой, Натаном Альтманом, Давидом Штеренбергом. Соня стала крупнейшим мастером ар-деко, её находки широко использовались в дизайне, керамике, сценографии, рекламе.
В 1930-е годы была близка к абстракционистским поискам Кандинского, Мондриана, Б. Хепуорт, М. Сёфора.

Пальто в лоскутной технике от Сони Делоне 1925.
Пальто в лоскутной технике от Сони Делоне 1925.
Свитер с геометрическими узорами. Журнал "Swetry" 11-12 1995.
Свитер с геометрическими узорами. Журнал "Swetry" 11-12 1995.
Свитер конец 1980х.
Свитер конец 1980х.
Журнал "Ingrid" 11 1983.
Журнал "Ingrid" 11 1983.

Если мастера живописи повлияли на моду ХХ века косвенно - через цвет и поиски нового языка на своих полотнах, на своей довольно закрытой территории.
То Соня Делоне и Эльза Скиапарелли переводили свои и чужие живописные находки в область одежды "с пылу с жару" - мгновенно.
О Соне Делоне русские журналы конца 1990х-начала 2000х годов публиковали неохотно, возможно, дело в происхождении, в остаточном явлении культа "предательства родины", но эта женщина повлияла на всю моду, которая была после неё.
Эльзу Скиапарелли социалистический лагерь принимал тоже "скрепя зубами" - видимо, "скрепя сердце" и "скрипя зубами" одновременно, хотя игнорировать наличие в истории живописи Сальвадора Дали было невозможно даже в "консервной банке" "железного занавеса".

Yves Saint Laurent - коллекции 1965-1979-1981.
Yves Saint Laurent - коллекции 1965-1979-1981.
Yves Saint Laurent.
Yves Saint Laurent.
Yves Saint Laurent.
Yves Saint Laurent.
Кандинский "Желтый, красный, синий" 1925.
Кандинский "Желтый, красный, синий" 1925.
AlidaVintage's 1927 Elsa Schiaparelli's bowknot jumper.
AlidaVintage's 1927 Elsa Schiaparelli's bowknot jumper.
Модели Надежды Ламановой 1925.
Модели Надежды Ламановой 1925.
Обложка "Vouge" 1925 с моделью Сони Делоне.
Обложка "Vouge" 1925 с моделью Сони Делоне.
Обложка "Vouge" 1920х в "Sandra" 1994.
Обложка "Vouge" 1920х в "Sandra" 1994.
"Sandra" 1994.
"Sandra" 1994.
1980е.
1980е.
1980е.
1980е.
1980е.
1980е.
"Sandra" №8 1997.
"Sandra" №8 1997.
"Verena" №1 1992.
"Verena" №1 1992.

Такая история в масляной краске, лоскутах ткани и в пряже за семьдесят лет ХХ века.

Лайк, если статья понравилась или была полезной.