Американский кинорежиссер и сценарист, трёхкратный номинант на премию "Оскар" и обладатель "Золотой пальмовой ветви" Терренс Малик, всегда был и остается значимой личностью в кинематографе. Его неповторимый визионерский стиль, философские сюжеты оказали большое влияние на целый ряд ведущих режиссёров конца XX — начала XXI вв. Малика называют великим визуальным поэтом уровня Тарковского и Кубрика. Хочу представить вашему вниманию три шедевральных фильма неповторимого мастера.
"Пустоши"
1973 г.
Жанр: роуд-муви, драма, криминал
В 1959 году юноша по имени Кит, работающий в провинциальной глуши мусорщиком, и его несовершеннолетняя подружка Холли пускаются в бега после убийства отца Холли, запрещавшего им встречаться. Направляясь к пустошам Монтаны, парочка совершает на своем пути череду хладнокровных убийств.
Режиссерский кинодебют Терренса Малика. Фильм основан на реальной истории Чарльза Старкуэзера и Кэрил Фьюгейт, совершивших в 1958 году серию убийств в Небраске и прилегающих штатах.
Криминальный роуд-муви, напоминающий "Бонни и Клайда", является уникальным произведением со своей философией и подтекстом. Юноша, пытаясь себя хоть как-то реализовать и произвести впечатление на неопытную девушку, не придумывает ничего, кроме как встать на путь насилия. Убийства совершаются молодым человеком не ради денег и славы, а лишь для того, чтобы возвыситься в глазах юной подружки и почувствовать себя сильной личностью. Образ плохого парня привлекает её и она спокойно относится к происходящему безумию. Пустоши, в которых разворачивается большая часть сюжета, олицетворяют пустоту и безразличие главных героев ко всему вокруг. Они пытаются почувствовать себя живыми, уйти от однообразия реального мира и заполнить пустоту внутри себя хоть чем-то, делая это весьма сомнительным методом.
Фильм, не то чем кажется на первый взгляд. Это не только интересная и захватывающая история с красивыми пейзажами и отличной игрой актеров, но и глубокая экзистенциальная драма о поиске себя и места в жизни.
"Древо жизни"
2011 г.
Жанр: драма, мистерия
Мы наблюдаем за развитием 11-летнего Джека, одного из трех братьев. Поначалу ребенку все кажется чудесным. Глазами своей души он наблюдает за поступками мамы. Она представляет собой любовь и милосердие, в то время как отец пытается научить сына, что в реальном мире на первое место необходимо всегда ставить себя. Каждый родитель старается переманить Джека на свою сторону, и он должен примириться с их притязаниями. Действительность становится мрачнее, когда главному герою в первый раз приходится столкнуться с болью, страданиями и смертью. Некогда абсолютно ясный мир превращается в лабиринт.
Невероятно глубокая и завораживающая история о жизни обычной семьи, сюжет которой является лишь площадкой для философской мысли о насущных вопросах в масштабе вселенной. Как по мне, это один из величайших фильмов современности.
С первых минут становится понятно, что нас ждет что-то необычное. Сравнивая "Древо жизни" с предыдущими работами, мы наблюдаем трансформацию режиссера, его переход на новый уровень и закрепление своеобразного стиля повествования и съемки. Здесь характерно глубокое погружение в личность персонажей и взгляд на историю с религиозно-духовной точки зрения. Через потрясающе-грациозные движения камеры вокруг героев, словно пытающуюся уловить всё самое сокровенное, нам демонстрируются их характер, поступки, рассуждения, переживания и сомнения. Также мы наблюдаем подчеркнутую красоту окружающего мира, чему в фильмах Малика всегда уделялось особое внимание. Диалоги служат лишь связующим звеном между персонажами, а философские монологи и вопросы о жизни, смерти и боге выходят на первый план, подталкивая зрителя к размышлениям. Музыкальное сопровождение подобрано очень грамотно и прекрасно дополняет общую атмосферу. Актерам отлично удалось передать зрителю всё то, что от них требовалось, особенно хочется выделить игру Джессики Честейн.
Тем самым, исходя из всего вышесказанного, обычная история превращается в эпичное произведение библейских масштабов, где материальный мир неразрывно связан с миром духовным.
"Тайная жизнь"
2019 г.
Жанр: драма, биография, история
После череды неудач, Малик выдает весьма мощное произведение, которое доказывает его непревзойденный талант даже спустя десятилетия. Религиозная картина основанная на реальных событиях, проливает свет на жизнь Франца Егерштеттера, - символа Австрийского сопротивления, отказавшегося служить в нацистской армии и участвовать в военных действиях, так как это противоречило его убеждениям, как верующего человека. Несмотря на угрозу казни за измену, он до последнего остается верен своим идеалам.
Нам демонстрируется невероятная сила духа главного героя и его бесстрашие перед лицом смерти. Актер Аугуст Диль отлично смотрится в этой роли. Его печальный пронзительный взгляд приковывает внимание. Снятая всё в том же неизменном стиле Малика, с "парящей" камерой вокруг персонажей и религиозно-философскими рассуждениями, картина, превосходно раскрывает чувственную личность главного героя, его отношения с любящей женой и детьми, с родными и близкими людьми. Позже нам демонстрируют его веру в бога, убеждения и принципы. Режиссеру полностью удалось передать атмосферу военного времени, крестьянский быт, а также внутренний мир персонажей, понятный обычному зрителю, что заставляет нас верить и искренне им сопереживать. Благодаря виртуозной операторской работе и отличному сценарию, фильм не перестает восхищать на протяжении трех часов.